Номер 46 (893), 07.12.2007

ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - СВОЙ ДОМ, СВОЮ СЕМЬЮ! Вот таким представляется мне девиз, под которым должны работать все службы, так или иначе связанные с проблемой детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

В этом материале мы не будем касаться проблемы бездомных детей, хотя на фоне этой трагедии общества, положение детей, имеющих над головой крышу, пусть не родительского дома, а дома-интерната, безусловно, не столь безнадежно. Но именно о детях, заботу о которых взяло на себя государство, и пойдет речь.

В Одесской области насчитывается почти 40 интернатов, относящихся к разным ведомствам: Министерству просвещения, Министерству здравоохранения, Министерству труда... Есть интернаты для девочек, есть для мальчиков, есть интернаты для детей, по разным причинам оставшихся без родительской заботы и ласки, есть и такие, где содержаться дети, в силу различных обстоятельств вынужденные пребывать и учиться вне дома и семьи, есть смешанного типа. А есть и такие, где содержатся дети с умственными и физическими дефектами разной степени тяжести, не подлежащие, к сожалению, обучению. В Одесской области таких интернатов четыре. Но, опять-таки, разговор не об этих несчастных, обездоленных самой судьбой, разговор о тех, кто обездолен в силу социальных причин.

Да, эти дети не ночуют по подвалам, не попадают в лапы криминальных элементов, эксплуатирующих и развращающих их. У них есть над головой крыша, регулярно есть еда, есть одежда, есть возможность посещать школу... Если говорить об Одесской области, то на сегодняшний день положение интернатов в ней лучшее по Украине, поскольку здесь на содержание детей в этом году выделено из Пенсионного фонда 26 миллионов гривен. Таким образом, интернаты Одесской области имеют лучшие показатели по питанию - 20 грн в день на ребенка (сравните с 5-6 грн в день на ребенка в других областях). Кроме того, как заверила представитель управления здравоохранения, в интернатах Одесской области регулярно проводятся медицинские осмотры детей специалистами разного профиля, в случае необходимости ребенка ставят на диспансерный учет. Летом проводятся оздоровительные мероприятия, выезды в летние лагеря и т.д. Для детей стараются создать семейную обстановку, в интернатах имеются телевизоры, есть музыкальные центры, возможность смотреть фильмы на DVD и т.д.

Так что, прекрасная маркиза, все хорошо? И грех на что-то жаловаться, особенно, если сравнить этих, взятых под крыло государства детей, с их бездомными товарищами.

Может создаться впечатление, что вслед за предыдущей фразой последует опровержение написанного выше, описание беспорядков, плохого отношения к детям, или других безобразий в интернатах. Ничего подобного. Хотя у меня нет уверенности в том, что абсолютно во всех интернатах царит то благоденствие, о котором рассказывали на встрече с журналистами представители служб по социальной защите детей, но нет у меня и данных, порочащих эти высказывания. Дело в другом. Пусть в интернатах все так прекрасно-распрекрасно, но обратимся к справке, подготовленной представителями службы по делам защиты детей Одесской областной госадминистрации.

"Число детей, которым требуется забота государства и семейное воспитание, увеличивается с каждым годом. Сейчас в Украине насчитывается более 100 тысяч таких детей, 29 тысяч из них содержаться и обучаются в интернатах. Ежегодно в интернатах завершают обучение почти 1,5 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Большинство из них оказываются социально и психологически не адаптированы к жизни вне интерната. Почти 20 % выпускников из учебных заведений интернатного типа не могут устроиться на работу, или продолжить обучение и получить определенную профессию, для 41 % отсутствует перспектива решения жилищной проблемы, почти 20% бывших воспитанников привлекаются к уголовной ответственности".

Какой может быть выход из создавшейся ситуации? Я сознательно пишу "создавшейся", потому что даже в тяжелое послевоенное время сегодняшней кризисной ситуации не было. Потому что тогда были сотни ПТУ, тогда детдомовских детей чуть ли не в первую очередь принимали в вузы, были тогда и общежития при функционирующих фабриках и заводах.

Итак, пути выхода. Самый идеальный путь - это путь усыновления. Бездетные или малодетные супруги и одинокий ребенок находят друг друга. "Находят", конечно, не в прямом смысле, то есть не без участия соответствующих служб. Почему я указала не только бездетных, но и малодетных супругов. Ведь издавна существовала поговорка: "Где есть две тарелки супа, там и третья найдется". Поэтому случаи, когда, имея своих детей, люди берут еще приемышей, не единичны. Обычно такие, так называемые, приемные семьи, бывают достаточно крепкими. Термин "приемная семья" относится только к тем семьям, в которых общее число детей (своих и приемных) не превышает пяти. В случае большего числа детей в семье, речь идет о детских домах семейного типа. А это уже другой статус. Таким образом, как приемные семьи, так и детские дома семейного типа - это тот путь, по которому можно и нужно идти для разрешения возникшей проблемы. К сожалению, обездоленных детей намного больше, чем желающих принять их под свое крыло. Хотя не скажешь, что желающих так уж мало. Отнюдь. Только иностранные граждане за текущий год усыновили 208 детей. (N.B. - Поскольку я не раз читала или слышала, что иностранцы берут на усыновление нездоровых детей и детей-инвалидов, то поинтересовалась - был ли усыновлен хотя бы один ребенок из вышеупомянутых четырех интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития. Ответ был отрицательный).

Но с усыновлением и созданием детских домов семейного типа тоже не все обстоит так просто. Далеко не каждый может получить добро на усыновление. Казалось бы, строгий отбор усыновителей можно только приветствовать. Ведь нет-нет и узнаем мы о печальных историях, связанных с усыновлением. О взятых и отправленных обратно детях, о случаях жестокого обращения с усыновленным ребенком. Но, как мне показалось, система отбора кандидатов в приемные родители далека от совершенства. Об одном заформализованном пункте в перечне предъявляемых к усыновителям требований было сказано на встрече с журналистами. Речь идет о материальном положении семьи усыновителей. О нем судят по официальной справке о доходе семьи. Но, например, какую справку могут предоставить крестьянские семьи, живущие своим хозяйством? А среди желающих создать приемную семью или детский дом семейного типа немало именно сельских жителей. И хата своя, и хозяйство, как говорится, справное. Молоко, фрукты, овощи, здоровый чистый воздух... Доход от хозяйства приличный. А вот справки о доходах нет и взять ее неоткуда... Вот и приходится таким людям отказывать в усыновлении, и не приобретает какой-то малыш своей семьи.

Я написала "малыш" в единственном числе. Но по данным, озвученным на встрече с журналистами, из 150 человек, подавших заявление на усыновление, только 65 смогли доказать, что у них достаточное материальное положение. А из них лишь 39 были признаны достойными создать приемную семью или детский дом семейного типа, потому что остальных сочли несоответствующими моральным критериям.

Однако моральные критерии усыновителей, положенные в основу конкурсного отбора, тоже вызывают некоторые сомнения. Я специально задавала вопрос, кто входит в отборочную комиссию, на чем основываются ее выводы. Мне были перечислены основания, по которым можно отказать в усыновлении. Это, например, психическое нездоровье усыновителей. В основном оно определяется по тому, состоит ли человек на учете в психо-неврологическом диспансере, а также состоит ли претендент на роль усыновителя на учете, как алкоголик и наркоман. Еще один камень преткновения - судимость, пребывание человека в заключении. Безусловно, психически нездоровым людям, алкоголикам и наркоманам нельзя доверять воспитание ребенка. Правда, не все относящиеся к этим категориям состоят на учете (!). Но вот с судимостью, думается вообще не все так просто. Имеет значение, за что был судим, за что сидел, какой образ жизни ведет в настоящее время. Здесь излишний формализм может лишь навредить. Может быть упущен вариант создания хорошей приемной семьи, то есть шанс для какого-то малыша, или нескольких ребят. Мне, к сожалению, не удалось узнать ничего конкретного о работе психолога с потенциальными приемными родителями. Безусловно, в комиссию, решающую вопрос о допущении или недопущение претендента, психолог входит. Но в чем его функции? Создает ли он психологический портрет будущего усыновителя? Определяет ли он, как профессионал, психологический климат в данной семье? Дает ли рекомендации по выбору пола и характера ребенка? Например, во Франции психолог не раз встречается с будущим усыновителем и дотошно определяет мотивы, которыми руководствуется человек, желающий взять на усыновление ребенка, не ли в них болезненных, эгоистических или корыстных мотивов.

Кстати, по поводу корысти. Тем, кто создал детский дом семейного типа, кроме денег, выделяемых государством на каждого ребенка, полагаются еще выплаты за их нелегкий и святой труд. Недавно в России возникла конфликтная ситуация именно с этими выплатами. Налоговые службы их отнесли к зарплате и стали взимать с них налоги. В Украине пока до этого не додумались, так как эти деньги выплачиваются, как мне объяснили, скорее не в качестве зарплаты, а как пособие многодетным матерям. Надо надеяться, что так будет и впредь, потому что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число детских домов семейного типа, в которых дети, действительно чувствуют себя, как в своей семье.

И еще несколько слов о школьном обучении детей, живущих в интернатах. Сейчас пришли к выводу, что разумно было бы, чтобы интернатские дети посещали общеобразовательные школы, в которых учились бы бок о бок с домашними детьми. Собственно говоря, Америку никто не открыл. Судя по литературе, даже до революции практиковалось совместное обучение домашних и приютских детей или детей-пансионеров и детей, живущих в семьях. Это способствовало социальной адаптации, хотя сразу давало прочувствовать социальное и имущественное неравенство. Думается, что и в наше время будет то же самое. Не секрет, что и сегодня имущественное неравенство в некоторых школах стало играть большую роль. Но эта проблема может быть темой другой статьи.

Елена КОЛТУНОВА.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.