Номер 24 (871), 6.07.2007

УЖЕ ИСТОРИЯ

"СЛОВО МА∈"

ОДЕССКИЕ "СЛЕДЫ" В УКРАИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Конституция Украины, 11-летнюю годовщину которой мы недавно отметили, стала результатом долгой работы, горячих споров и серьезных компромиссов. Апофеозом стала легендарная "конституционная ночь" с 27 на 28 июня 1996 года, когда украинский парламент принял-таки Основной Закон государства.

В этом знаменитом обсуждении принимали участие и некоторые депутаты от Одесской области. Из стенограммы, помещенной на сайте Верховной Рады, мы выбрали фрагменты с их участием. Итак, вернемся в июнь 1996-го. Зал Верховной Рады. Заседание ведет председатель ВР Александр Мороз (в тексте - Голова). На трибуне постоянно находится председатель Временной специальной комиссии по выработке текста Конституции Михаил Сирота.

ЦУШКО В.П., член Комiсi⌡ Верховно⌡ Ради Укра⌡ни з питань фiнансiв i банкiвсько⌡ дiяльностi (Тарутинський виборчий округ, Одеська область: "Уважаемые коллеги, я предлагаю после слова "безоплатно" добавить: "iснуюча мережа яких не може скорочуватись". Это даст возможность сохранить сеть существующих государственных больниц и других медицинских учреждений. А захотят открывать новые - пожалуйста, пусть строят, открывают, делают их частными. Прошу поддержать".

ГОЛОВА: "Ставлю на голосування пропозицiю депутата Цушка. "За" - 205."

ГОЛОВА: "Знову депутат Цушко. Невже ви не могли зробити цю поправку, працюючи в комiсi⌡? Депутат Цушко, будь ласка, говорiть".

ЦУШКО В.П.: "Уважаемые коллеги, я предлагаю включить в часть четвертую статьи 53 аналогичную поправку. После слов "на конкурснiй основi" записать слова "мережа державних, комунальних навчальних закладiв не може скорочуватись" (шум у залi). Прошу поддержать".

СИРОТА М.Д.: "Шановнi колеги, хiба ми на вiки вiчнi все це фiксу≤мо? (шум у залi)".

Давайте додамо "дитячих садкiв" i все iнше, щоб не скорочувалося... (шум у залi)."

ГОЛОВА: "Слово ма≤ депутат Цушко" (шум у залi).

ЦУШКО В.П.: "Александр Александрович, тут можно добавить слова "безпiдставне скорочення". И тогда будет нормально".

ГОЛОВА: "Ставлю на голосування цю поправку".

СИРОТА М.Д.: "Та пiдстави ж завжди знайдуться..." (шум у залi).

ГОЛОВА: "Одну хвилинку... (шум у залi). Депутате Цушко, ви ж думайте, що пропону≤те. "Безпiдставно" - це незаконно, значить, переслiду≤ться iншими законами. Навiщо ж у Конституцiю додавати полови?"

СИРОТА М.Д.: "Шановнi колеги, давайте ж на ходу не будемо "полiпшувати" збалансований текст" (шум у залi).

ГОЛОВА: "Прошу вас не заважати. Я не можу сприймати все разом. Не ображайтеся, будь ласка. Сядьте на мiсце" (шум у залi).

НЕМИРОВСЬКИЙ В.Л., секретар Комiсi⌡ Верховно⌡ Ради Укра⌡ни з питань фiнансiв i банкiвсько⌡ дiяльностi (Болградський виборчий округ, Одеська область): "Уважаемый Александр Александрович, уважаемые коллеги!

Пункт 18 статьи 85. Там, по всей вероятности, должна быть редакционная правка, потому что мы приняли во время разработки проекта Конституции Закон о Контрольной палате. Я прошу пункт 18 изложить в следующей редакции: "призначення на посаду голови та iнших посадових осiб Контрольно⌡ палати Верховно⌡ Ради Укра⌡ни згiдно iз законом Укра⌡ни".

СИРОТА М.Д.: "Шановнi колеги, комiсiя прийняла рiшення, що буде Рахункова палата. Все залежить вiд того, якi в не⌡ повноваження, а не просто так... Рахункова - краще звучить, бiльше вiдповiда≤ функцiям...".

СЕВРЮКОВ В.В., голова пiдкомiсi⌡ Комiсi⌡ Верховно⌡ Ради Укра⌡ни з питань паливноенергетичного комплексу, транспорту i зв'язку (Малиновський виборчий округ, Одеська область): "Спасибо, Александр Александрович. Уважаемый докладчик! Сейчас Председатель Верховного Совета очень четко отметил: в предыдущем разделе мы акцентировали внимание на том, что у нас есть районные Советы, а вот в этом разделе, который мы сейчас обсуждаем (в голубой книге есть наши поправки), мы потеряли районный Совет в городе. То есть теперь неизвестно, как формируют районы города эту представительную власть. Где она? Её здесь нет, она потеряна".

СИРОТА М.Д.: "Пояснюю. У статтi 118 малися на увазi райони та областi. А тут, якщо ми ма≤мо поняття "райони в мiстах", то це вирiшу≤ мiська Рада".

СЕВРЮКОВ В.В.: "А депутатов кто избирает в районные Советы города и кого они делегируют?"

СИРОТА М.Д.: "У мiстi депутатiв обирають безпосередньо жителi мiста, i вже тодi мiська Рада визнача≤ться з функцiями Рад районiв мiста".

ШИШКIН В.I., голова пiдкомiсi⌡ Комiсi⌡ Верховно⌡ Ради Укра⌡ни з питань правово⌡ полiтики i судово-правово⌡ реформи (Ки⌡вський виборчий округ, Одеська область): "Коллеги, давайте разберемся с понятиями "постанова", "закон" и "вето". Я попросил бы, чтобы меня выслушали. Вето - это содержательная часть документа, который принимает парламент. Самостоятельного документа под названием "вето" нет. Либо закон, либо постановление, его содержание - это есть вето. Поэтому не надо здесь писать "вето". Мы с вами вето должны накладывать законами. Например, закон о вето на указ Президента такой-то. Поэтому данная норма принятия закона охватывает это понятие. И незачем углубляться сегодня в обсуждение юридических терминов.

Теперь относительно постановления (шум у залi). Что? Закон о наложении вето на указ... Да нет (шум у залi). Ну что вы начинаете...

Теперь относительно постановления. Почему здесь написано "принятие закона"? Ну, продолжим старую традицию, когда был такой документ, как закон, и такой документ, как постановление о порядке введения закона. Получается, что постановлением мы фактически подменяли закон. Мы избрали способ, который отработан в западных правовых системах. Закон применяется не постановлением, в нем должен быть раздел, который называется "Переходные положения" или "Конечные положения". Так, как это сделано сейчас в Конституции. Еще раз говорю: в наших законах мы в последней части должны определять порядок введения закона в действие. То есть будет не отдельное постановление, а составная часть закона, его последняя часть, которая будет называться "Переходные положения".

Таким образом, нет необходимости упоминать здесь ни о постановлениях, ни о вето. Будет один документ - закон".

ГОЛОВА: "≥ пропозицiя вийти з цi≤⌡ колiзi⌡ таким чином. Хай це буде дуже так детально для Конституцi⌡. Там, де написано "прийняття законiв", додати: "в тому числi законiв про вето на укази".

СИРОТА М.Д.: "Дайте, будь ласка, слово депутату Шишкiну, вiн - один iз авторiв цi≤⌡ редакцi⌡".

ГОЛОВА: "Слово депутату Шишкiну. Увага!"

ШИШКIН В.I.: "Коллеги! Понятно, что это новый институт, который трудно воспринимается..."

ГОЛОВА: "Вiкторе Iвановичу, на трибуну станьте, будь ласка, бо не чути..."

ШИШКIН В.I.: "Коллеги! Я понимаю, что это новый институт, который трудно воспринимается. До нашего заседания я неоднократно просил встречи с любой фракцией, чтобы разъяснить, для чего мы вводим этот институт. Да, действительно, он новый. Но пусть каждый сегодня вспомнит себя во время приема избирателей на избирательном участке. Сколько вы получаете жалоб на судебные органы? Вы их не должны получать, это не ваше дело. Но кто сегодня будет контролировать судебный корпус непредвзято? Обращаю ваше внимание на слово "непредвзято". Определенный контроль со стороны Министерства юстиции сегодня есть, но только определенный. Это только одна из трех ветвей государственной власти - исполнительная.

В правовых системах Западной Европы введен смешанный институт контроля - из представителей различных ветвей государственной власти. И называется он высшим советом магистратуры. Слово "магистратура" не было понятно, назвали Высшим советом юстиции. Формируется он из представителей органов, не зависимых друг от друга (здесь есть представители судебной власти, законодательной и исполнительной), что заранее исключает возможность плановости.

Более того, юридическая власть формируется из представителей прокуратуры, от суда, адвокатуры - отдельно от каждого, будем говорить, субъекта процесса, которые имеют разные интересы в самом судебном процессе: прокуратура - обвинение, адвокатура - защита, а суд - нейтральный. То есть этот процесс исключает сегодня плановость при формировании судебного корпуса. Вот что самое важное.

Сегодня в нашу комиссию приходят жалобы, обвиняют квалификационную комиссию в плановости, потому что там половина или более половины судей. А этот орган мы предлагаем формировать таким образом, чтобы приоритет какой- либо из властей исключался. Поэтому этот институт в таком качестве сегодня надо принять на уровне Конституции".

ШИШКIН В.I.: "Уважаемые коллеги, прошу внимания. Господин министр юстиции, позвольте мне сказать.

Уважаемые коллеги, прошу внимания. Речь идет не о назначении судей. Вы помните, я уже говорил, что судей должен назначать только Верховный Совет. Речь идет об установлении новых судебных округов, то есть границ судебных округов. Это чисто исполнительные функции. Для этого нужно изучить численность населения, финансирование, персональный состав. То есть речь идет о границах судебных округов. Это исполнительные функции, их надо оставить у Президента. И я как сторонник судебной системы, полностью независимой в этой ситуации, считаю, что так будет правильно. Этим должно заниматься Министерство юстиции, которое находится в ведении Президента" (шум у залi).

СИРОТА М.Д.: "Шановнi колеги, прошу пiдтримати варiант, запропонований комiсi≤ю".

ШИШКIН В.I.: "Поэтому прошу проголосовать за решение комиссии".

ГОЛОВА: "Я ще раз ставлю на голосування варiант комiсi⌡".

СИРОТА М.Д.: "Прохання пiдтримати..."

ГОЛОВА: "За" - 307".

Подготовил Александр ГАЛЯС.