Номер 17 (864), 11.05.2007

ПРОМЕТЕЙ

Есть люди, которые дарят человечеству огонь своим искусством. Таким человеком был выдающийся украинский кинорежиссер, драматург и скульптор Иван Петрович КАВАЛЕРИДЗЕ, чье 120-летие отмечалось в апреле 2007 года.

Имя Кавалеридзе мне было знакомо с самого раннего детства. Оно было необычным, непохожим на имена других знакомых отца. В нем была какая-то звонкость. Сейчас не помню уже, где я впервые увидела Ивана Петровича: то ли он приезжал в Одессу и встречался у нас дома с моим отцом – кинодраматургом и режиссером Григорием Колтуновым, то ли родители меня брали с собой в Киев, но точно помню, что я пришла к выводу: такому огромному человеку, каким показался мне Кавалеридзе, никакая другая фамилия не подошла бы.

А вот как писал отец о своей первой встрече с Иваном Кавалеридзе в эссе "Эстафета".

"Он сидел, свободно откинувшись на спинку дивана. На груди, завораживая взгляд, алел орден Красной Звезды. Режиссер-орденоносец! В 1934 году это было явлением новым и весьма редким.

В тот вечер в одесскую гостиницу "Бристоль" (теперь "Красная"), прослышав о приезде знаменитого киевского кинорежиссера и скульптора Кавалеридзе, пришло много молодых людей – кто по прежнему знакомству (Иван Петрович не так еще давно работал на Одесской студии), кто впервые – познакомиться, посоветоваться, найти поддержку. В их числе пришел и я...

В дальнейшем судьба подарила мне много встреч с Иваном Петровичем, которые обогатили меня как человека и кинематографиста. Не обучая, Кавалеридзе многому научил меня".

Спустя год отец начал работать над двумя сценариями короткометражных фильмов "П?сня про пана Лебеденка" и "Орнамент". В его постановке они вошли в киноцикл "Укра⌡нськ? п?сн? на екран?", художественным руководителем которого был Иван Кавалеридзе. Цикл был завершен в 1936 году. (Музыкальный фильм "Орнамент", поставленный по народной украинской песне "Ой, пряду, пряду...", в Париже был отмечен дипломом). Формально, совместной творческой работы у отца и Ивана Петровича больше не было. Но их дружба, их встречи, беседы были, по сути, таким же совместным творчеством.

Народный артист Украины Иван Петрович Кавалеридзе родился 14 апреля 1887 года на хуторе Ладонському (теперь с. Новопетривка) Сумской области в семье крестьянина. Его творческий путь начался с обучения на скульптурном отделении Киевского художественного училища (1907-1911). Впрочем, эта строка из энциклопедической справки не отражает той творческой школы, которую талантливому юноше дала родная природа с ее многообразием форм и возможностью копировать ее, когда под руками есть сколько угодно материала для творчества: причудливые ветки, коряги и сколько хочешь податливой глины. После окончания училища Кавалеридзе продолжает учебу в Петербургской академии искусств (1909-1910), а затем – в мастерской скульптора Н.Л. Аронсона (Париж,1910-1911). Затем начинается его приобщение к кино – Кавалеридзе работает художником в кинофирме "Тиман и Рейнгардт". Он создает гениальный портретный грим Льва Толстого к киноленте Протазанова "Уход великого старца". Интересно, что в далеко не полном списке кинолент, оформленных Кавалеридзе (в энциклопедической справке их всего 12), значатся три фильма, снятые по произведениям Льва Толстого ("Война и мир", "Анна Каренина" и "Крецерова соната"). С 1928 по 1933 годы Кавалеридзе – режиссер Одесской, а с 1934 по 1941 и с 1957 по 1962 годы Киевской киностудии художественных фильмов.

Снова обратимся к воспоминаниям Григория Колтунова: "...Иван Петрович начал работу в кино необычно. Он пришел в кино уже сложившимся художником, со своеобразным скульптурным видением материала. Вначале это сказывалось слишком прямолинейно (...) (Но) спорная идея может нести в себе черты гениальности или, во всяком случае, крупного самобытного таланта. Убедительным подтверждением этого стал фильм "Ливень", вызвавший в свое время много дискуссий. Каждым своим кадром фильм утверждал – перед нами художник могучего склада. (...) Кавалеридзе говорил мне: "Иной раз простоишь перед картиной и час, и два, а композиция ее такая емкая, что и за эти два часа не исчерпаешь ни содержания картины, ни чувств, рожденных ею. В кино перед кадром стоять не будешь – промелькнет. Но компоновать его надо так, как будто пишешь картину". Так был снят "Прометей".

Вспоминает Наталия Ужвий: "Есть фильмы с трудной судьбой. Только по прошествии многих лет они занимают достойное место в истории кино, потому что ничто подлинное и ценное в искусстве не бывает забыто – я в этом убеждена. Прометей – именно такой фильм". (Справка: Н. Ужвий сыграла в фильме "Прометей" роль Настасьи Макаровны – Е.К.)".

По воспоминаниям Натальи Ужвий, Кавалеридзе долго не решался предложить знаменитой актрисе роль в своем фильме. Выбору актера на роль Кавалеридзе придавал большое значение. Сам – человек крестьянских корней, он мог разглядеть талантливого актера в непрофессионале. Так он открыл Степана Шкурата – профессионального печника и сапожника и одновременно актера на досуге. (В фильме А. Довженко "Земля" Шкурат сыграл роль Опанаса). Сам Кавалеридзе тоже обладал незаурядным актерским талантом. Как-то уже в семидесятых годах прошлого столетия отец, будучи в гостях у Ивана Петровича, читал ему свою киносказку "Про бедного парубка и богатого Марка". Пока отец читал, Кавалеридзе работал, лепил... Сказка ему понравилась: "Ваш молодец хорош. Напоминает мне "парубка", о котором еще дед рассказывал, – тоже сказочном, встретил тот огромного волка и на руках его высоко поднял – вот так... "Иван Петрович выпрямился во весь рост и поднял высоко руки, словно держа в них волка. Оказалось, что и актер он великолепный, обладающий даром внушения, потому что я ясно увидел в его руках волка, жалко изогнувшегося дугой, а сам Иван Петрович будто стал на голову выше, грудь его широко раздалась, седина исчезла – могучий молодец был передо мной, действительно богатырь!

Это была наша последняя встреча... Таким и остался он в моей памяти. Я не хотел видеть его другим – немощным, старым".

Умер Иван Петрович Кавалеридзе в декабре 1978 года. Он похоронен на Байковом кладбище в Киеве. На его могиле надгробье, созданное скульптором Р. Синько. Скульптуры же самого Кавалеридзе "разбежались" по всей Украине: памятник княгине Ольге – в Киеве (1911 г., обновлен в 1995), Героям Революции – в Ромнах, Т.Г. Шевченко – в Полтаве, Ромнах и Сумах (не сохранился), Артему – в Артемовске (не сохранился) и Славяногорске, Петру Запорожцу – в Белой Церкви, Григорию Сковороде в Лохвице и Киеве и т.д. По проекту Кавалеридзе в 1992 году сооружен памятник Григорию Сковороде в Харькове, а в 1996 г. – Ярославу Мудрому в Киеве. Мне как-то повезло увидеть по ТВ документальный фильм об Иване Петровиче, в нем современные съемки чередовались с кадрами давней кинохроники, дающими представление и о несохранившихся памятниках. Обидно, что у меня самой во время переезда из Петербурга в Одессу пропала авторская отливка, изображающая Максима Горького, – дар самого Кавалеридзе.

В эссе о Кавалеридзе Григория Колтунова есть отрывок, отражающий творческое кредо Кавалеридзе-скульптора: "Роден велик не только своими произведениями, не только "Мыслителем" и "Бальзаком", но в некотором отношении и тем, как он обошелся со своим "Бальзаком", когда услышал, что ему больше всего удались в этой скульптуре руки – сильнее всего притягивают взгляд. Тогда Роден взял молоток и отбил эти руки, чтобы не отвлекали от главного: от общего впечатления. Этим самым, помимо всего прочего, Роден оставил еще один замечательный след в искусстве – дал прекрасный урок понятия чувства меры. По этому "следу" идут многие скульпторы...". По этому следу всю жизнь шел Кавалеридзе, который еще в 91 год продолжал писать и лепить...

Когда пытаешься создать портрет человека такого масштаба, как Иван Петрович Кавалеридзе, столь неординарно многостороннего, то оказывается, что практически невозможно соблюдать какую-то логическую последовательность. Еще ничего не сказано о Кавалеридзе-драматурге. Как и А. Довженко, он сам писал сценарии своих фильмов. И не только своих. "Тарас Бульба", "Мария Ивановна", "Фарфор", "Киевская Русь"... Пьесы Кавалеридзе "Вотанов меч", "Перекоп", "Григорий и Параскева" шли в театрах Харькова, Днепропетровска, Тернополя, Сум и др.

Но вернемся к кино. Уже упомянутый выдающийся фильм Кавалеридзе "Прометей" был второй частью задуманной трилогии: "Колиивщина" – "Прометей" – "Днипро". Последний фильм так и не был снят, прекращен производством. Но "Колиивщина", вышедшая на экран в 1933 году, стала фильмом года, тем более, что фильм чудом "проскочил" бредень учрежденной в тот год комиссии, придирчиво проверявшей соответствие авторской позиции идеологическим нормам времени. По замыслу Кавалеридзе фильмы должна была объединять тема освободительной борьбы народа. В "Колиивщине" Кавалеридзе обращался к теме гайдамацких восстаний 1767-1768 годов под предводительством Ивана Гонты и Максима Зализняка. Фильм создавался в тяжелой обстановке, режиссера принуждали перенести акценты с национально- освободительного движения на классовую борьбу с польским панством. Кавалеридзе переделывал сценарий 17 раз. Пришлось менять даже финальную сцену – звучание шевченковского "Заповиту" было заменено похоронным звоном. Именно за этот фильм будущий народный артист Украины и получил орден Красной Звезды к 15-й годовщине Советского кино. Фильм оказался самым дорогостоящим из выпущенных на экран в сталинскую эпоху. Кроме того, он был одним из немногих советских украинских кинофильмов, демонстрировавшихся в США и Англии.

После "Колиивщины" и "Прометея" с 1936 года в творчестве Кавалеридзе наступил перелом. "Прометей" стал последним великим произведением Кавалеридзе, поражающим поэтичностью и динамизмом одновременно. Но изображение в картине борьбы грузинского и украинского народов за национальную независимость оказалось достаточным, чтобы в газете "Правда" появилась статья-обвинение. Кавалеридзе попадает под бдительный надзор органов безопасности. В тяжелом душевном состоянии режиссер ставит первую советскую кинооперу "Наталка Полтавка". В этой работе так же, как в "Укра⌡нськ?х п?снях на екран?!", акцент делается на этнографии. Еще через год очередь доходит до "Запорожца за Дунаем" Гулака- Артемовского. В этой работе вновь чувствуется увлечение художника казацкой историей. После картины "Стожары" (1937 год) наступает перерыв. Лишь в 1959 году Кавалеридзе снова ставит фильм. На этот раз его героем становится крупный украинский философ Григорий Сковорода, личность, к которой не единожды обращался Кавалеридзе-скульптор. Но вынужденный считаться с воинственным атеизмом, царившим в стране, режиссер делает упор на борьбу Сковороды с религиозными догмами. И все равно, по картине видно, что старый мастер ни на йоту не утратил своих эстетических принципов. И еще один раз Кавалеридзе возвращается на съемочную площадку. В 1961 году он ставит "Гулящую" с Людмилой Гурченко в главной роли.

Имя Кавалеридзе и память о нем увековечены в названии улиц, в музеях (в том числе мемориальный музей в его родном селе Новопетровка) в мемориальных досках и в буквально бесчисленных работах: статьях, воспоминаниях, эссе, научных исследованиях, посвященных скульптору, режиссеру, драматургу и Человеку. На семинаре, прошедшем к 120-летию со дня рождения выдающегося Художника, было сказано немало слов. А ведь сам Кавалеридзе в своем творчестве был отнюдь немногословен. В кино, как и в скульптуре, он придерживался роденовского понятия "чувства меры".

И снова цитата из эссе Григория Колтунова: "В поставленных Кавалеридзе сценах смысл часто раскрывается посредством композиционно-пластической "интонации". Это великолепный режиссерский прием, утверждающий величественный стиль украинской высокой кинопоэзии, носителями которой, каждый по-своему, были Александр Петрович Довженко и Иван Петрович Кавалеридзе."

Елена КОЛТУНОВА.