Номер 33 (829), 25.08.2006

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТЕСТИРОВАНИЕ

Что готовит нам грядущий учебный год? Об этом рассказал начальник областного Управления образования и научной деятельности Дмитрий Михайлович Демченко.

— В этом году выпускников 11-х классов средних образовательных школ ждет тестирование. Как планируется его проводить?

— Все зависит от финансирования. Для проведения всеобщего тестирования потребуются большие деньги. Например, в этом году для тестирования 10 % выпускников школ Украины было истрачено 80 млн гривен. Что касается самой процедуры проведения, то она не изменится. Каждый ученик получит индивидуальный вариант и будет решать его сам. В классе находятся лишь два инструктора и представитель родительского комитета.

— Что показало тестирование, проведенное в четырех районах области?

— Независимое тестирование объективно показало реальную ситуацию общеобразовательной подготовки учащихся. Ни для кого не секрет, что в сельских школах уровень учебных достижений хуже, чем в городских. Так, по математике в городах Белгороде-Днестровском и Котовске качественный уровень усвоения этого предмета показали соответственно 37 и 28 %, тогда, как в Арцизском и Раздельнянском районах – всего 19 и 21 %. А вот украинский язык, как оказалось, лучше всего знают в Котовске. На достаточно высоком уровне были результаты по истории Украины.

Я думаю, проведение всеобщего тестирования выпускников позволяет объективно выявлять лучших учеников и отсеивать неуспевающих, чтобы они зря не протирали штаны в вузах и не пополняли армию дилетантов с купленными дипломами. Ведь в результате тестирования выпускники получат сертификаты с реальной оценкой своих знаний.

— Будут ли в этом году введены новые предметы?

— Нет, новых предметов не предвидится. Зато войдет в действие новая программа для 6-го класса, эти дети уже будут обучаться по 12-летней системе.

— А чем отличается новая программа от старой?

— Она принципиально другая, более разгружена, дифференциально подстроена под индивидуальное обучение. До 9-го класса идет общеобразовательная программа. А дальше учеником выбирается направление: гуманитарное, естественно-математическое, спортивное, трудовое.

В наших школах всегда давалось фундаментальное образование, хотя многие знания ученикам никогда не понадобятся. К примеру, математика, которую и раньше усваивали на требуемом уровне не больше 30 % учащихся. Человек в современном обществе должен определяться сам и быть активным по отношению к себе. Получив образование, выпускник не знает, что делать, как устраиваться в жизни. На Западе же совершенно другой подход. Там выпускник намного практичнее подготовлен. Я думаю, мы будем стремиться к этому. Сейчас некоторые молодые люди работают в фирмах, совмещая работу с учебой, и тем самым получают будущую профессию и место работы. И таких людей становится все больше.

— Сегодня как тестирование в школах, так и поступление в вузы Украины и обучение ведутся на украинском языке. В соответствии с этим стало ли больше украинских школ в области?

— В этом году на украинском языке обучались 61 % учащихся области. 14,2 % школ находятся в режиме перехода с русского на украинский язык. Однако хочу сказать, что, поступая в украинские вузы, одинаково успевают как выпускники украинских, так и русских и даже молдавских школ. Главное – прилежание и желание учиться! Я читаю лекции в Одесской национальной академии пищевых технологий на украинском языке. И до сих пор никаких вопросов среди студентов насчет непонимания предмета ко мне не было.

— Общеобразовательное обучение в Украине бесплатное. Но каждая школа собирает взносы с учеников. Можно ли быть уверенными, что они идут на нужды школы?

— В этом я вижу один выход – взаимный контроль. Не давать расходовать бесконтрольно любую копейку. То, что выделяется государством, школам не хватает. Поэтому нужны общественные фонды. Общественность уже давно могла бы руководить школой. Но у нас пока этого нет. За рубежом активно работают фонды добровольных взносов, помогают меценаты, проводятся благотворительные ярмарки, где ученики продают выращенный урожай, поделки, рисунки, эти средства идут на благоустройство школы. И там даже мысли нет украсть эти деньги. И пока мы не перейдем к модели общественного государственного управления школой, у нас будут возникать такие вопросы.

А пока новый учебный год вступает в свои права, задавая хлопоты родителям и заботы ученикам, главная задача которых – освоить общеобразовательную программу, чтобы на отлично сдать государственную аттестацию в любой форме.

Беседовала Инна ИЩУК.

Фото автора.