Номер 24 (820), 23.06.2006

СИМВОЛЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

В 90-х годах позапрошлого века Адольф Гитлер, ученик школы бенедиктинского монастыря в Ламбахе, входил каждый день в монастырские ворота, украшенные свастикой, – древним знаком благополучия. Вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.

Впервые как политический знак-символ свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой "бригады Эрхарда", составившей ядро "Добровольческого корпуса" – монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский переворот, посадивший премьером в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне "пивного путча" Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии, а с сентября 1935 года – главной государственной эмблемой гитлеровской партии, включенной в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта (орел, держащий в когтях венок со свастикой).

"Коричневый дом" в Мюнхене. Нацистские штандарты со свастикой образует своего рода святилище – алтарь новой церкви нордического порядка. Дом, в котором размещена эта коллекция стягов, с самого начала движения служил штаб-квартирой НСДАП.

Личный штандарт Адольфа Гитлера, несущий на себе основные символы третьего рейха, это свастика в венке из дубовых листьев (военные знаки отличия), имперский (с опущенными крыльями) и армейский (с расправленными) орлы. Бело-красно-черный колорит составляет основные цвета нацистской символики. Дизайн штандарта выполнен Гитлером собственноручно. Черное, красное, белое и свастика – на нарукавных повязках штурмовиков, политических значках, изящных украшениях и даже винных бутылках.

Мистика "крови и почвы", по замыслу нацистских идеологов, должна была внедрить в сознание немцев идею единства нации и ее превосходства над другими народами. Кровь, а точнее дух крови, связывал "истинных арийцев" с героическим прошлым и обязывал следовать воинственному архетипу ария-завоевателя.

Гитлер часто обращался к древнему тевтонскому прошлому, находя в нем величие и воинственность. Веря в реинкарнацию, он считал себя воплощением Фридриха Барбароссы. Кстати, верил в это не он один. Лидер Черного ордена Генрих Гиммлер отождествлял себя с Генрихам Птицеловом и часто беседовал с его духом (с самим собой!?).

"Один народ, один рейх, один фюрер". В нацистской (так же, как и в советской) идеологии вождь воплощал в себе парадигму нации (народа). Собственно говоря, народ как таковой не имел автономного существования, считаясь эманацией вождя, как творящей монады. Развитие этой темы приводит к роценкрейцерской концепции единства "Все в одном, один на всех". Фюрер, вождь в таком рассмотрении, уже не просто Адам-прародитель нации, он уже и макрокосм – Адам Кахмон отдельно взятой страны.

"Все девушки – одна", – гласит лозунг БДМ (Союза немецких девушек). Это призвано уравнять всех молодых женщин если не в быту, то, по крайней мере, в магической реальности архетипа Евы-прародительницы. Подрастающих женщин нужно было воспитать в единственно приемлемом для рейха духе: "Дети, церковь, кухня".

Бело-голубой Крест Матери существовал в трех степенях. Им награждались женщины, родившие рейху не менее четырех детей. Третья степень присуждалась матерям, имевшим от четырех до пяти детей, вторая – от шести до семи, и первая – от восьми и более. Лидеры третьего рейха не скупились на награды и социальные блага матерям-героиням: ведь будущих белокурых бестий ждали бескрайние земли порабощенного Востока.

Военные награды рейха: большой крест Железного креста; рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями; рыцарский крест Железного креста; Железный крест I степени; Железный крест II степени.

Знак "череп" в германской символике фашизма введен с 1935 года для подразделений СС, ведавших концлагерями, как их эмблема (отменен для этих подразделений с 1943 г.). С 1940 года стал особым знаком-эмблемой военных элитарных частей СС гитлеровской армии – дивизий "Мертвая голова". Череп на фуражке носили офицеры СС – от бригаденфюрера и выше.

В пропагандистской машине третьего рейха музыке отводилась не последняя роль. От бравурных маршей, распеваемых штурмовиками СА во время митингов и маршей, до героических опер Рихарда Вагнера, вдохновлявших Гитлера и его ближайшее окружение. На плакате "Германия – страна музыки" опущенные крылья орла состоят из труб органа.

Национал-социалистический рассвет третьего рейха сильно напоминает светлое будущее большевиков за исключением временных рамок существования (тысяча лет отведена рейху с последующими "сумерками богов" и инфинитив коммунистической утопии, когда временных рамок у "нового мира" нет – с его приходом наступает блаженное "вечное настоящее").

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.