Номер 1 (790), 13.01.2006

ЖИЗНЬ КОРОТКА, ИСКУССТВО ВЕЧНО

Vita brevis, ars Longa – Жизнь коротка, искусство вечно. Не вспоминается ли вам этот афоризм при посещении музеев? Мне он вспомнился, когда в ожидании директора Одесского художественного музея я бродила по залам, разглядывая такие знакомые картины давно ушедших мастеров.

А потом мы с Натальей Сергеевной ПОЛИЩУК сидели в ее маленьком уютном кабинете, и я задавала ей вопросы, невольно перескакивая с темы на тему.

— Наталья Сергеевна, мы с вами встречаемся на пороге нового года, чем был для музея год ушедший?

— Год выдался разный. Во-первых, это был год большого несчастья, когда из музея была украдена картина Айвазовского. Это для музея большая трагедия. Во-вторых, прошедший в августе ураган поднял крышу музея. Вот такая черная полоса. Картину не нашли, а крышу починили своими силами. Это, конечно, не капитально, но на капитальный ремонт нужны деньги большие, не такие, какие мы смогли вложить за счет средств самого музея.

— Управление культуры не выделила вам никаких средств?

— Нам покрыли только часть нашего долга за установку дополнительных датчиков.

Нужны деньги на усиление решеток, мы об этом писали, но нам даже не отвечали на наши письма.

— Не раз на телевидении и в прессе поднимался вопрос о безобразном отношении государства к музеям и у нас, и в России.

— К сожалению, это так. Крестятся лишь тогда, когда грянет гром. Западному музею выделили деньги, когда он стал уже просто сыпаться. А ведь в музеях хранится государственная собственность. Это тот золотой запас, который обеспечивает гордость, престиж страны и ее валюту.

— В ведомственных музеях такая же ситуация?

— Вы ведь знаете, какая беда постигла музей морского флота. Сейчас Министерство морского транспорта передало музей порту в надежде, что порт сумеет выделить достаточно средств. А знаменитый археологический музей – старейший музей Одессы! Он относится к Академии наук. Зарплаты сотрудников там повыше, чем у нас – работников областных музеев. Но было время, когда на охрану музею вообще денег не выделяли. Сотрудники сами охраняли свой музей.

— Если год выдался разным, то что в нем было хорошего?

— Радости – это хорошие выставки. Можно насчитать десятка полтора прошедших выставок. Из самых интересных – это выставка "В направлении Шульца", которую привозили поляки. Эта выставка живописи и графики была посвящена Бруно Шульцу, уроженцу Дрогобыча (тогдашняя Польша) – интересному писателю, художнику, графику.

Затем выставка из фондов музея – "Ближний круг" – это работы художников и скульпторов, посвященные коллегам и родственникам в том числе – автопортреты. Выставки из фондов музея требуют большой подготовки. Мы планируем выставку Николая Шелюты. Нужно отобрать более 20 работ, пригласить фотографов, поскольку есть договор с издательством "Золотой век". Все это непросто.

Наш музей участвует в выставке в Женеве, посвященной творчеству Рихарда Вагнера в видении художников. В этой большой выставке участвует наша картина "Валькирия" Врубеля.

— Есть уже планы на 2006 год?

— О выставке Шелюты я уже говорила. А со стороны пока никаких серьезных предложений не поступало. Только одна выставка в Киеве, посвященная творчеству Врубеля.

— Снова повезете "Валькирию"?

— Нет, "Валькирии" нужно будет "отдохнуть", адаптироваться к возвращению в климатический условия нашего музея. У нас есть и другие работы Врубеля.

— У вас в музее проходят выставки фотохудожников...

— Фотография заняла прочное место среди других искусств. Глупо и непрофессионально игнорировать это. У нас проходили отчетные выставки одесских фотохудожников, выставка Геннадия Гарбузова, посвященная Одессе. Еще одна выставка об Одессе, подготовленная нами с Сергеем Гевелюком.

— Мне запомнились две фотовыставки прошлых лет ? "Котовасия" и "Жил-был пес". Собираетесь ли вы в год Собаки повторить "собачью" тематику? И вообще регулярно устраивать фотовыставки, посвященные братьям нашим меньшим?

— Тему домашних любимцев мы хотели продолжить с журналом "ЗОО-люкс". Но нет пока денег на распечатки. Мы с Гевелюком задумали собрать выставку о лошадях. И еще одну выставку о кошках и собаках – вместе они очень забавны. Пригласить хозяев, которые будут рассказывать о своих любимцах. Интересно, что посетители музея иногда трогательно воспринимают выставки. Однажды после выставки фотографий домашних животных к нам обратилась женщина с просьбой порекомендовать ветеринара.

— А можно собрать выставку анималистической живописи?

— Думаю, что мы могли бы собрать такую выставку. У Айвазяна есть очаровательные ослики, много работ у Юрия Коваленко – у меня есть его картина с рыбой, птицей и кошачьей мордой. Пишет животных Алла Крикун, у Натальи и Валерия Албулов – интересные работы в керамике. Художник начала XX века Николай Дмитриевич Кузнецов любил писать лошадей. Много работ по частным коллекциям, животных писал Валентин Хрущ, пишет Александр Шкуропат. В музее есть работа Сверчкова – это конец XIX века, на которой изображен мопс. Называетс "Мопс – Собака". Но мопс – больше, чем собака. Китайцы утверждали, что мопс – частично лев, частично собака, частично обезьяна. Складки на морде делают его мимику очень выразительной.

— Вы любите кошек и собак?

— Собак я люблю больше. Кошки – существа внеземные, они живут по своим, не зависящим от тебя законам и желаниям. А собака ассоциируется со словом "любовь". Самая чистая, самая нежная и преданная. Счастье собаки, когда ты появляешься дома, передается и тебе. Это блаженное вылизывание, когда ты соизволил проснуться, этот влюбленный взгляд, когда ты повернулся в ее сторону. Как собака чувствует, когда говоришь о ней, прислушивается, понимает, что ты о ней хорошо отозвался, в каких бы словах ты не строил фразу, начинает вилять хвостом и улыбаться. Многие собаки умеют улыбаться, не удивляйтесь.

— Я не удивляюсь, я знаю это. Такие собаки были у вас?

— У нас были животные с того момента, как позволили квартирные условия. Был необыкновенный умница – шпиц-полукровка. Мне было всего 12 лет, и пес понимал, что он "старше". Он воспитывал меня, даже мог куснуть за плохое, с его точки зрения, поведение. Маму он уважал, меня – нет. Был у меня карликовый пинчер – Джерик, при двух килограммах живого веса он обладал львинным сердцем, совершенно мужским характером и при этом был абсолютно тактичен. При гостях и в гостях вел себя тихо и скромно. Последней моей собакой была мопсиха – Скаля. Эта была шебуршная особа, в гостях быстро утомляла хозяев и их собак. Даже ее "гражданский муж" Сильвер радовался, когда я приходила в гости без Скалечки.

— У вас есть фото ваших собак? Они любили фотографироваться?

— Многие собаки любят фотографироваться и даже позируют. Скаля даже поворачивалась по приказу перед фотоаппаратом.

Не забывая, что 2006 год – это год Собаки, я выпросила у Натальи Сергеевны одно фото для нашей газеты.

Елена КОЛТУНОВА.

На фотографии: Наталья и Скаля Полищуки изображены вместе.