Номер 51 (796), 30.12.2005

ПОД СТУК ВАГОННЫХ КОЛЕС

У многих наших читателей название статьи, возможно, вызовет ассоциацию с названием знаменитого фильма крупнейшего японского кинорежиссера Акиро Куросавы – "Под стук трамвайных колес". Ничего общего с содержанием этого фильма в данном материале нет, хотя он тоже связан с большим киномастером, беседа с которым состоялась в купе поезда Киев-Одесса и действительно прошла под стук вагонных колес.

Кира Георгиевна Муратова в особом представлении не нуждается. Более 40 лет созданные ею фильмы занимают прочное место в отечественной кинопродукции. Нет... кинопродукция – слово слишком сухое, технарское, обезличенное. К фильмам Муратовой – с их особым киноязыком, с их особым видением, с их нервом – больше подходит слово КИНОЛИТЕРАТУРА.

Фильмы Муратовой очень разные: "Наш честный хлеб" и, скажем, "Параллели", "Короткие встречи", и "Чувствительный милиционер", "Познавая белый свет" и "Перемена участи", "Долгие проводы" и "Астенический синдром"...

А вместе с тем так же, как нельзя спутать Чайковского с Рахманиновым, Моцарта с Бахом, фильмы Киры Муратовой нельзя спутать с кинолентами других режиссеров. У нее свои, присущие лишь ей, гармонии, свой почерк.

И разговоры о том, что последний ее полнометражный фильм "Настройщик" – это ДРУГАЯ МУРАТОВА, не точны. Муратова та же, тот же талант, та же непредсказуемость сюжетных поворотов и характеров, та же гротескность ракурсов и абсурдность ситуаций и персонаже, то же лиц необщие выражения подобранных актеров...

Необычен лишь выбор сюжета, непривычна мягкость интонаций. В этом фильме больше света, больше тепла и больше прощения человеческих слабостей, чем в других картинах режиссера. Во всяком случае, так показалось мне.

Впрочем, поиски художественной истины присущи большим мастерам. И я не удивилась бы, если бы следующая работа Муратовой показала другие стороны ее дарования.

Вопрос к человеку искусства, каковы его творческие планы, принято считать вопросом банальным. Но по большому счету, лично меня интересует именно творческая сторона деятельности режиссеров и актеров, а не интимные подробности их жизни. И, конечно, если бы представился удобный случай, о творчестве я бы и завела разговор. Но вот удобный случай представился – я оказалась в одном купе с Кирой Георгиевной Муратовой, которая так же, как я, возвращалась с кинофестиваля "Молодость". Но... мне показалось неудобным вечером, после напряженного дня приставать к ней с расспросами, хотя я уловила, что Муратову провожал продюсер ее будущего фильма.

Однако Муратова не была бы замечательным режиссером, если бы не умела читать в чужих душах. Она поняла, как мне хочется задать ей ряд вопросов, и утром любезно предложила рассказать о своей работе.

В первую очередь меня интересовал фильм, который она сейчас снимает. Оказалось не все так просто. Ее рассказ характеризует сегодняшнее положение в кинематографе, когда сложности с запуском фильма выпадают на долю даже таким крупным режиссерам, как Кира Муратова. Я слушала Киру Георгиевну, стараясь не перебивать ее, и потому привожу ее рассказ полностью.

— Сейчас должна запускаться картина "Еще две истории". Однажды мы с этой картиной уже запускались. Этот фильм, состоящий из двух историй – одной простой, другой сложной, был запущен как коопродукция России и Украины. Когда уже были пройдены 2/3 подготовительного периода, нам пришлось закрыться, потому что Россия отказалась финансировать картину. Версии о причинах отказа разные. По одной версии – сценарий не понравился экспертной комиссии. Хотя не понятно, почему они не отказались сразу, а отказались тогда, когда был уже пройден почти весь подготовительный период. Другая версия, что роковую роль сыграло некоторое охлаждение в украинско-российских отношениях. Вообще-то, Россия отказалась также от коопродукции с молдавским режиссером, с Иоселиани, словом, от всех совместных проектов, которые были связаны с не вполне покорными республиками. Повторяю, это лишь версии, слухи и сплетни, а истинная причина точно не известна. В общем, в деньгах было отказано, хотя в отказе было написано, что когда-нибудь, в будущем, пожалуйста, давайте, а вот сейчас... нет.

Время шло, а так как очень хотелось снимать, был уже какой-то такой съемочный зуд, то оператор Владимир Панков купил себе полупрофессиональную цифровую камеру, и мы решили снять хоть что-то. Сергей Четверков придумал сюжет, написал его краткое изложение – это скорее был не сценарий, а либретто, для сценария сюжет был изложен недостаточно. Евгений Голубенко дописал этот сюжет, разработал его в форме сценария. Голубенко дал свое название – "Кукла". И мы сняли 3-х частевый короткометражный телефильм. Сняли, можно сказать, за собственные деньги, то есть бесплатно – деньги мы платили лишь за бензин и за какие-то технические услуги, которые не могли быть предоставлены даром. Словом, картина была сделана на энтузиазме группы и актеров. Мне хотелось снимать, и они откликнулись и с удовольствием это сделали. Меня поразило и поражает, что еще и сегодня люди не рассчитывают ни на какую компенсацию. Они просто бескорыстно любят кино, и это замечательно.

Созданный телефильм является нашей собственностью, то есть собственностью тех, кто его сделал.

Я отвезла телефильм в Госкино и показала там с тем, чтобы при желании они могли его приобрести. Телефильм понравился, правда, не было самого важного начальства, но было обещано доложить руководству. Так что, возможно, эта лента станет собственностью Госкино, либо же она останется нашей собственностью. Но главное, – картина получилась... И был удовлетворен некий, как я сказала, кинематографический зуд – снимать.

За это время украинское Госкино, которое давало часть денег – "Еще две истории", решило увеличить государственное финансирование, подключив киевского продюсера Олега Кохана. Надо сказать, что проект был большой и достаточно дорогой. В Госкино даже пожалели, что они затеяли такое дело. Но уже много было вложено каких-то душевных и всяческих других сил... Словом, деньги дают, правда, не совсем те, на которые мы рассчитывали, но все же достаточные. Правда, достаточные при условии, что они поступят вовремя. Деньги обещано перевести в ноябре, чтобы мы могли вовремя запуститься. Нужна зима, нужен снег, предновогоднее состояние природы... Пусть хоть ненадолго, но обязательно. А если все затянется до бесконечности, то вообще придется думать о чем-нибудь другом – всяческое желание перегорит.

— Кира Георгиевна, о чем этот фильм?

— Я не люблю рассказывать заранее, смысл в том, чтобы не знать, о чем картина, иначе не интересно будет смотреть.

А о "Кукле" могу сказать, что это фильм о театре и о любви.

— Кто снимался в этом фильме?

— В "Кукле" снимались только одесские актеры. Мои актеры, которые уже стали профессионалами: Леонид Кушнир и Анатолий Трухин, и такие профессионалы высокого класса, как Наталья Гусько, Юрий Невгамонный и Яков Кучеревский.

В первой новелле "Еще двух историй" будут сниматься Гусько, Невгамонный и Кучеревский, во второй – Наталья Гусько, Рената Литвинова и Богдан Ступка.

Поезд подходил к Одессе и пора было, к моему сожалению, заканчивать беседу.

P.S. Через некоторое время я узнала, что Кира Георгиевна приступила к съемкам. Значит финансирование состоялось, а в том, что состоится фильм, сомневаться не приходится.

Елена Колтунова.