Номер 28 (773), 22.07.2005

НЕ ХВАТАЕТ ТАКИХ МАСТЕРОВ!

Как ни странно, но писать о человеке, которого хорошо знал и к которому относился с глубоким уважением, – труднее всего. Лезут в голову всякие шаблонные определения вроде: "прекрасный мастер", "настоящий профессионал", "человек, бесконечно преданный своему делу"... Но, что поделать, если, когда речь идет о Михаиле Борисовиче Рыбаке, все эти определения абсолютно верны. И даже более того...

Когда-то, еще при жизни Михаила Борисовича, я назвал его легендой одесской журналистики. Самое интересное, что выводы этой строчки довольно-таки обязывающие, я ни секунды не усомнился в своем праве так писать о еще живущем и действующем человеке. Не усомнился же хотя бы потому, что вырос в сознании его существования в окружающем меня мире. Ведь не было дни, когда бы в местных или республиканских изданиях не попадались бы снимки, под которыми стояла подпись "Фото М. Рыбака". В юные годы я воспринимал это как нечто привычное, и лишь занявшись журналистикой, осознал в полной мере, какой адский труд стоит за каждой подобной подписью.

Маяковский сравнивал труд поэта с добычей радия: "В год – работы, в грамм – труды". Михаил Борисович, когда я однажды вспомнил эти строки применительно к его работе, охотно согласился: да, это не только о поэте, но и о любом человеке, стремящимся достичь совершенства в своем виде деятельности. Сам был способен "единого кадра ради" извести катушку пленки даже на самом "захудалом" (с точки зрения читательского интереса) мероприятии. Однако одного трудолюбия, даже вкупе с талантом, было бы все-таки маловато, чтобы превратить фоторепортаж в "летопись эпохи".

Выдающийся фотохудожник Александр Родченко, принадлежащий к немногочисленному числу классиков жанра, рекомендовал своим коллегам больше обращать внимания на что-то обыкновенное. "Самые обыденные вещи, – писал он, – могут быть так засняты, что покажутся нам необычайными и необыкновенно интересными". В этом смысле М.Б. Рыбак может считаться верным последователем своего великого коллеги. Достаточно хотя бы просмотреть то, как он снимал Одессу; тысячу раз виденные места поражали зрителя поразительной красотой и неожиданностью. Прекрасно знакомые лица проявляли такие черты, о которых прежде и не подозревал. И это никогда не были случайные находки: Михаил Борисович всю жизнь был буквально нацелен на стремление остановить мгновение во всей его уникальности и непредсказуемости.

Мне повезло достаточно много общаться с Михаилом Борисовичем, и хотя я занимаюсь другими жанрами журналистики, и никак не могу считать себя его учеником, но вынес из его опыта необходимость смотреть на мир глазами журналиста, а это значит быть всегда нацеленным на событие, быть всегда готовым зафиксировать его, искать интересное, необычное в самом что ни на есть повседневном. Это вроде бы аксиоматично для нашей профессии, но, положа руку на сердце, много ли подобных примеров можно отыскать среди сотен тех, кто нынче занимается журналистикой?!

Я уже однажды писал об этом, но могу лишь с грустью повторить: как же не хватает в нашей профессии таких людей, как Михаил Борисович Рыбак!

Александр ГАЛЯС, лауреат всеукраинских конкурсов журналистов.