Номер 51 (744), 24.12.2004

Игорь ПОТОЦКИЙ

О, ПАРИЖ!

Повесть

(Окончание. Начало в №№ 29-34, 36-38, 40-50.)

21

Путник вклинивается в толпу спешащих парижан, отстранив по привычке себя от их глаз и голосов, смеха и отчаянья. Ему сейчас нет до них никакого дела, как и до величавых соборов, Триумфальной арки на площади Шарля де Голя, памятника девственнице Жанне, площади Вогезов или площади Тертр, камеры Марии-Антуанетты в Консьержери, памятника Шарля Гарнье перед Гранд-Опера, башни Монпарнас и церкви Сен-Жермен-де-При. Сейчас Путник замкнут в своей жизни, осознавая, что человеческая жизнь короче мгновения, всплеск молнии и удар грома, а потом снова тишина, дарованная вечным сном. В эту тишину пробьются, так думает Путник, Дронников и Канторович, Москва и Париж, Петербург и Марсель, а еще улыбка Селин, если ему удастся передать ее на бумаге простыми буквами, но слова должны биться, как рыбы о лед – искать близкие души. Клоун Нуолк считал, вслед за Эпикуром, что каждый человек должен создать собственную картину мира, а у Путника в одном наброске Париж перемешался с Канторовичем, Ги, Дронниковым, Амурским, Риго, виконтессой Клодин, Баськой, Маларже, Кензи, Берне, да и не только с ними. Каждый человек – нота, из этих нот для Путника Селин Маларже написала сонату о Париже, где музыка настраивает на нежность; вот он и поцеловал Селин, когда она ему сыграла эту долгую сонату; он удивился, что музыка не имела времени, ведь даже, когда клавиши фортепьяно замерли, как купальщицы поздним летом на песке под утренним солнцем, она в его душе продолжалась, а Селин на его вопросительный взгляд рассмеялась и сообщила, что именно так ее соната была задумана.

Неожиданно Париж показался Путнику огромным маятником, а вместо цифр там были люди – двенадцать его приятелей, вновь обретенных им в странствии. У каждого из них, как и у Путника, были разные дни, и ночи разнились между собой – возвышенные сменялись депрессией, когда голова рвалась на части, но безразличная толпа людей текла навстречу, и ей не было никакого дела до памяти Путника; страницы, как волны Сены, набегали друг на друга, но он не сдался и продолжал плыть против течения, давно уже разуверившись в успехе. Ему бы сейчас, устало подумал он, мог помочь Нуолк, но для этого ему надо было ожить и очутиться в Париже.

И тут внезапно в Париже началась метель.

Одесса, 2003 г.

Рисунок Николая ДРОННИКОВА (Париж).