Номер 30 (620), 19.07.2002

"ПАЛЬМА НАГРАЖДАЕТ ПОБЕДИТЕЛЯ"

(ИЗ ИСТОРИИ КИНОПРЕМИЙ)

"Золотая пальмовая ветвь" – главный приз недавно проходившего Каннского кинофестиваля...

В конце ХV века король Людовик XI, прославившийся борьбой за единство Франции, присоединил к государству Прованс, на территории которого располагалось аббатство Лерен с рыбацкой деревушкой Канн. В знак признания королевской власти к верхней и нижней частям герба Прованса присоединились золотые королевские лилии. Со временем аббатство потеряло свое могущество, но современный Канн перенял у монахов их девиз: "Пальма награждает победителя".

Расстанемся на время с Канном и перенесемся в Новый Свет.

На заре развития кинематографа Голливуд был всего лишь небольшим городком, расположенным неподалеку от Лос-Анджелеса. И хотя сейчас он слился с этим калифорнийским центром едиными автострадами, бульварами и улицами, старый Голливуд нет-нет да и проглянет среди небоскребов из стали и стекла. И не только светящейся ночью на горном кряже, протянувшейся вдоль города надписью "HOLLYWOOD", и не только знаменитым Сансет-бульваром, оставшимся в первозданности. С той золотой голливудской поры в течение вот уже многих десятков лет cохраняется здесь "Китайский театр" – премьерный кинотеатр, по чьей-то игривой прихоти сооруженный в виде пагоды. Весь тротуар Голливудского бульвара, направо и налево от "Китайского театра", блистает вкрапленным в асфальт медными звездами, на которых выгравированы имена знхаменитых актеров и актрис. Идешь и видишь отпечаток знаменитой ладони, автограф или след изящной туфельки...

К концу 1920-х годов Голливуд окончательно закрепил за собой статус киностолицы мира, создав общественную организацию – Американскую киноакадемию. Первые ее лауреаты награждались позолоченной безымянной статуэткой. Сначала позолоченная бронзовая статуэтка стояла на куске черного мрамора и опиралась на меч. Фигурка была заказана скульптору Д. Стенли, который блистательно воплотил идею наиболее абстрактной эмблемы, должной символизировать все лучшее в киноискусстве. Только в 1931 году М. Херик, библиотекарь киноакадемии, с возгласом изумления признала в безымянном, призе своего дядю Оскара. Этот почти анекдотический случай и дал имя одной из самых влиятельных и престижных в настоящее время кинонаград. Сейчас контуры "Оскара" не претерпели никаких изменений с момента его первого вручения, только возвышается он теперь на рулоне кинопленки. Основой его служит бриттаниум (сплав олова и меди), технология которого держится в секрете фирмой-изготовителем. "Оскар" имеет золотое покрытие в 24 карата...

По иронии судьбы все европейские диктаторы любили кино, и поэтому следует откровенно признать, что в развитии кинофестивального движения в Европе есть их немалая заслуга. Бенито Муссолини, озабоченный отъездом из страны творческой интеллигенции, тоже приложил немало стараний для организации кинофорума, который мог бы составить конкуренцию американскому "Оскару".

В 1932 году организаторы первого Венецианского кинофестиваля, находившиеся под личным контролем дуче, привлекли к участию в нем 9 cтран, которые представили на конкурс 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов. Следующий кинофестиваль в 1934 году был уже более представительным: в нем участвовали 17 стран и 40 полнометражных фильмов. Тогда главный приз – "Кубок Муссолини" – был вручен Советскому Союзу за лучшую представленную программу, в которую входили "Веселые ребята", "Гроза". "Петербургская ночь", "Иван", "Пышка", "Новый Гулливер" и "Окраина". Однако с укреплением фашистской Германии, ближайшего союзника Италии, фестиваль в Венеции стал постепенно превращаться в навязчивую пропаганду "нового порядка", и уже с 1936 года Италия и Германия стали "тянуть одеяло на себя".

Сканлдал, назревавший подспудно, разразился в 1938 году. Тогда жюри Венецианского кинофестиваля под давлением германской делегации буквально в последнюю минуту изменило свое решение, и главный приз был разделен между итальянской лентой "Летчик Лючано Серра" и немецким документальным фильмом "Олимпия", хотя в кулуарах говорили, что награду должны были получить американцы. Итальянский фильм был ниже всякой критики, а "Олимпия" – репортаж об Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Берлине, – у многих вызвала откровенное раздражение пропагандой нацизма. Кроме того, cкандал усугубился и из-за Лени Рифеншаль, автора "Олимпии", любимицы и протеже А. Гитлера.

Англичане и американцы официально эаявили, что больше не будут принимать участия в Венецианском кинофестивале. Прорвалось наружу и недовольство делегаций демократических стран и стало ясно, что фестивальное движение зашло в тупик. А вскоре началась Вторая мировая война, и естественно, что в 1939-1945 годах фестиваль не проводился.

Зато в настоящее время если Берлинский кинофестиваль считается самым политическим, Каннский – самым международным, то Венецианский – самым элитарным. Он проводится на острове-курорте Лидо с его туристами и отдыхающими, гостиницами, казино и барами, по вечерам освещенными огнями адриатических маяков и желтых бакенов лагуны, за которыми встает сказочный город-чудо. Так и кажетея, что к его низким берегам вот-вот подойдут корабли кондотьеров и заморские парусники с данью для "Светлейшей реcпублики Святого Марка". Эмблема Венеции – золотой крылатый лев – с 1980 года стала главным призом кинофестиваля.

Первый международный кинофестиваль в Канне состоялся в сентябре 1946 года, но сама идея проведения на юге Франции крупного форума кино cвободного мира родилась гораздо раньше, после скандала, разразившегося на Венецианском кинофестивале в 1938 году.

Испытывая трудности с конкурсной программой (на первом кинофестивале в Канне участвовали всего 5 стран), организаторы его основную ставку сделали на меры декоративного характера. Высшую награду – "Кубок Люмьера" – победителю должен был вручать сам отец кинематографии Луи Люмьер, почетный председатель кинофестиваля. Но поеле нападения фашистской Германия на Польшу, в Европе стало не до праздников кино, и открытие Каннского фестиваля отодвинулось на 7 лет.

В 1946 году Большой национальной премии был удостоен советский фильм "Великий перелом"; Большую международную премию Ассоциации авторов, композиторов и издателей музыки за лучший сценарий вручили Б. Чирскому и такая же премия была вручена фильму "Каменный цветок" – за цвет. Впоследствии наградами Каннского кинофестиваля были отмечены "Кубанские казаки", "Заговор обреченных", "Смелые люди", "Большая семья"...

В последующие годы Каннский фестиваль, несмотря на то, что проводился он в полуразрушенной и полуголодной Европе, стал быстро набирать темпы. Лишь в 1948 и 1950 годах дирекция была вынуждена отменять кинопарад из-за финансовых проблем, связанных со строительством гигантского фестивального дворца "Палас". Но уже к 1955 году, когда главный приз фестиваля приобрел законченную форму – "Золотую пальмовую ветвь", – Канн превратился в самый роскошный и самый престижный кинофорум мира.

Подготовил ФЕЛИКС КАМЕНЕЦКИЙ.