Номер 18, 19.04.2002

ЗАЛ – ЛИЦО ТЕАТРА. АКТЕРЫ – ЕГО ДУША

(Окончание. Начало в №№ 16, 17.)

Как уже писалось, режиссер – мозг театра. Это он управляет "души прекрасными порывами". Одесский русский драматический театр знал многих талантливых режиссеров. Гениальных, таких, чтобы сменить имя малоизвестного предгубисполкома А.В. Иванова, на имя вошедшего в анналы театрального искусства имярека – не было. Но талантливые, одаренные режиссеры, определяющие в тот или иной период лицо театра – были. Уже упоминались Н. Милославский, А. Харламов и Д. Касьянов, Б. Глаголин и первый худрук театра ученик и последователь В. Меерхольда Алексей Грипич. Грипич проработал всего один сезон, но еще долго театр ориентировался на поднятую Грипичем планку.

Более традиционными – без меерхольдовщины были постановки Якова Варшавского, режиссера, ориентированного на актерскую индивидуальность. Затем в афишах театра появилось имя Василия Федорова (в спектакле "Рычи, Китай" он воссоздавал атмосферу революционного спектакля в театре Меерхольда). В предвоенные годы (с 1933 г.) лицо театра определяло творчество интересного талантливого режиссера Аврама Треплева. Он начал с нашумевшего спектакля "Интервенция" (Л. Славин). Он же поставил (в 1939 г.) пронзительную пьесу К. Чапека "Мать" с Л. Буговой в главной роли. А. Треплев не только сочетал постановочное мастерство, чувство современности и хороший вкус (особенно чувствовашийся в постановках драматургической классики), но был и незаурядным режиссером-педагогом, воспитавшим в стенах театра многих выдающихся артистов.

В годы войны и оккупации русская драматическая труппа работала под руководством известного актера и антрепренера (дореволюционного периода) Василия Вронского, о котором в последнее время появился ряд статей, восстанавливающих память об этом незаурядном мастере и человеке.

Два послевоенных десятилетия в Одессе, сменяя друг друга или работая параллельно, спектакли в Одесском русском театре ставили А. Соломарский, С. Тимохин, А. Рубин и др. С ними работали сценографы Л. Альшиц и Г. Орлов. Ставились пьесы: "Давным-давно", "Ревизор", "Анна Каренина", "Хищницы", "Филумено Мортурано"... Событием в театре стал спектакль "Каменное гнездо" в постановке П. Чернявского и сценографии талантливого М. Ивницкого. В 60-х годах пришел в театр режиссер нового поколения – Владимир Бортко – шестидесятник с новым видением, с эстетикой, соответствующей тому времени, определившему целое мировоззрение. Тогда на сцене появились "104 страницы про любовь", "Рождество в доме синьора Купелло", "Бег", "Варшавская мелодия", "Уступи место завтрашнему дню". "Пришли в эти годы на сцену русского театра Е. Котов, В. Наумцев (незабываемый Пушкин в "Всего 13 месяцев"), Б. Зайденберг. Борис Зайденберг не только играл в спектаклях, но и начал работать как режиссер. Его постановки "Человек со звезды", "Звезды на утреннем небе", "Поговорим о странностях любви" отличала тонкость и продуманность режиссуры. Впрочем, блестящий спектакль "Поговорим о странностях любви" вызвал вдруг явно заказные нападки идеологического характера (спасло режиссера и спектакль вмешательство гастролировавших в то время в Одессе московских коллективов, высоко оценивших эту работу). В режиссуре в те годы хорошо проявляли себя и другие актеры: В. Бассель, Л. Бугова, Н. Комиссаров, В. Наумцев, Е. Аминова, А. Словесник...

В 70-е и первую половину 80-х годов эстетику театра определяли сменяющие один другого режиссеры: В. Стрижов, К. Чернядев, В. Терентьев. Тогда в театре были поставлены известные спектакли: "Дело" Сухово-Кобылина, "Царь Федор Иоаннович" Толстого, "Забыть Герострата" Горина, "Старомодная комедия" Арбузова, "Загнаная лошадь" Саган, "Три сестры" Чехова и др. В эти же годы в театре возникла тенденция приглашения режиссеров на разовые постановки.

М. Ошеровский в те годы поставил "Бесприданницу" Островского, Э. Митницкий – "Зыковых" Горького. Собственно, эта тенденция, связанная с отсутствием своего крупного режиссера, не изжила себя и сегодня. Хотя в театре несколько спектаклей поставлены заслуженным артистом Украины Геннадием Скаргой – одним из ведущих актеров театра, но в афишах то и дело возникают имена "варягов" Д. Гутцман ("Макбет" в экспортном варианте), А. Праудин ("Танго беллетриста" по Чехову), А. Кац ("Мудрец" по Островскому) и снова В. Стрижов ("Пат" или Игра королей" по П. Когоуту). Последние два спектакля несомненная удача театра. Два спектакля приезжала ставить Алла Бабенко ("Мужчина" Г. Запольской и "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана).

Снова и снова театр обращается к крупным режиссерам Э. Митницкому и А. Дзекуну, замахиваясь на такие мощные произведения, как "Анна Каренина" Толстого (Э. Митницкий), "Ричард III" Шекспира и "Цена" А. Миллера (А. Дзекун).

Два современных спектакля, завоевавших особые симпатии зрителей, это пьесы А. Галина в его же постановке со сценографией Д. Боровского: "Конкурс" и "Аккомпониатр". Последний спектакль отмечен премией "Вдохновение".

В труппу театра, где работают такие мастера сцены, как народный артист Украины А. Гончар, заслуженные артисты Украины О. Школьник, Н. Дубровская, Г. Скарга, Ю. Вотяков, И. Надеждина (Курочка), В. Апраксин, пришли народные артисты Украины Л. Сатосова и С. Крупник.

Сейчас в театре снова наступила пауза. Отпраздновав свой юбилей, театр приступил к окончанию ремонта, завершение которого заслонил лозунг: "Все на выборы". Причем в слове "все" должны стоять над "е" две точки. Завершение работ зависит, как всегда, от финасирования.

Но в этой затянувшейся паузе стоило бы подумать об имени театра. Не было в театре гениальных режиссеров, чье имя следовало бы увековечить, присвоив его театру. Но ведь были гениальные актеры. А чем плохо звучит: Одесский русский драматический театр имени Лии Буговой и Павла Михайлова?

Елена КОЛТУНОВА.