Номер 10 (600), 01.03.2002

НА ЯЗЫКЕ ПУШКИНА И ДАНТЕ

Цепочка из трех дат: 1800-1900-2002 гг. Первая дата относится к событиям, разворачивающимся в драме Сарду: Рим, борьба за Римскую республику, преданную Наполеоном Бонапартом, тем самым Бонапартом, которому все еще верят, на которого надеются противники Ватикана, предшественники карбонариев, мадзинийцев и гарибальдийцев.

Вторая дата 1900 г. связана с премьерой Джакомо Пуччини "Тоска" в театре "Констанзи" в Риме. (Либретто Л. Иллики и Д. Джакозы по драме Сарду).

Третья – чуть-чуть запоздавшая, чуть соскользнувшая с грани веков – премьера "Тоски" в Одесском академическом театре оперы и балета.

Безусловно, такой шедевр Пуччини, как "Тоска", за сто с лишним лет во всем мире, во всех театрах ставили неоднократно. И на одесской сцене опера звучит не впервые. И все же хочется повторить восклицание Марио Каварадосси из II акта: "Победа! Победа." Марио приветствует победу Наполеона у Маренго над армией Габсбургов. Мы же отмечаем победу коллектива театра. Наконец театр вырвался из цепей, которые на него накладывают трудности партитуры. (И это при том, что речь идет о Пуччини, композиторе сложном, не таком "самопевном", как, скажем, Верди). Наконец зрители присутствуют не на костюмированном концерте, где основные драматургические задачи приходится певцам-актерам решать, опираясь в основном на вокал, на индивидуальные актерские данные, на свой темперамент. В спектакле "Тоска" видна твердая режиссерская рука, видна четкая концепция.

Народный артист Украины Владимир Лукашов в данный момент является художественным руководителем Киевской филармонии. Описание его творческого пути не входит в задачи этй статьи, но об одном сказать следует: его работа режиссером-постановщиком Харьковской оперы позволила этому театру подняться на высокий уровень.

Уже в I акте обращает на себя внимание то, как режиссер наполняет действием все пространство сцены. То, что происходит в глубине сцены (режиссер по одному, по два выводит хористов-"прихожан", которые будут участвовать в торжественной службе), воспринимается как контрапункт к основному действию, к поступкам и переживанием героев.

Может быть, отзвуки этих исторических событий сказались на том, что в 1800 г. премьера "Тоски" практически провалилась. У оперы нашлось немало противников. Пытаясь сорвать премьеру, они пустили слух, что в театре заложена бомба – не правда ли, знакомые методы? Бомбу не нашли, но навести порядок уже не удалось...

Но гениальная музыка Пуччини нашла дорогу к славе. Одобрение зрителей, выраженное в аплодисментах, вызывает сценография заслуженного художника Украины Н. Бовзенко-Зинкиной. Как всегда монументальная и роскошная, она хорошо передает исторически-архитектурный стиль эпохи. Интересно аллегорическое оформление портала сцены.

Хорошо звучал оркестр под управлением дирижера-постановщика спектакля, главного дирижера театра Яремы Скибинского.

Я меньше пишу об исполнителях по двум причинам. Первая – это то, что в этой статье разговор идет о постановке, о режиссерском и музыкальном прочтении оперы.

Вторая: мне довелось слушать оперу только в одном составе. Дело в том, что театр пошел по интересному пути. Опера идет в двух вариантах, точнее на двух языках – на языке Пушкина и на языке Данте. И слава Богу, нет того вавилонского смешения языков, как, напрмер, в "Трубадуре", где одни поют по-русски, другие – по-украински, а третьи – по-итальянски.

В том спектакле, который был дан в день первой премьеры, Тоску и Марио Каварадосси исполняли народные артисты Украины Л. Ширина и А. Капустин. Исполняли с большим успехом. Пение и игра Шириной были выразительны, голос звучал мощно, полетный звук был наполненным, красивого тембра.

Говорить о пении А. Капустина – это значит – повторяться. Певец еще раз доказал, что ему под силу любые вокальные трудности. Его незаурядный дар сказался в последнем акте. Особенно в сцене с Тоской, когда от недоверия он переходит к надежде, заражаясь ею от Флории. И в сцене расстрела... Необыкновенно выразительно его поза в ожидании выстрелов, он напряжен, весь подался вперед – в этом все тщательно скрываемо волнение, весь страх.

Словом, спектакль показал, что "варяжский гость", которым является для Одессы В. Лукашов – и впредь будет являться желанным гостем в нашем городе и театре.

Елена КОЛТУНОВА.