Номер 06 (596), 08.02.2002

"БЕЛАЯ ЛУНА" ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Мастер архитектуры. Мы щедро употребляем это определение. Но как же, однако, редки настоящие мастера, обладающие полным правом на это звание, такие, которые могут предъявить предметные тому доказательства. И какое благотворное влияние может оказать мастер на архитектуру своего города, своей страны, своего времени.

Без творчества начальника управления архитектуры и градостроительства Одесского горисполкома Владимира Львовича Глазырина невозможно представить нынешнюю Одессу, как, вероятно, и Челябинск, где он тоже был главным архитектором.

О замечательном и разностороннем даровании члена-корреспондента Украинской академии архитектуры В.Л. Глазырина рассказывает выставка его работ, открытая 16 декабря в галерее "Белая луна" (ул. Канатная, 9).

Экспозицию можно поделить на две автономные области: собственно архитектуру и произведения живописи и графики.

В первом разделе выделим "Уральский период" – созданные совместно с авторскими коллективами проекты центра Челябинска, цирка, Дворца пионеров, двухзального драмтеатра, драмтеатры в Магнитогорске и Златоусте, монументальный памятник И. Курчатову в Челябинске...

Одесская же деятельность у всех на виду. Но многие ли знают автора-архитектора недавно появившихся и получивших широкое признание памятника возрождения Одессы "Золотое дитя", памятников А. Пушкину на Пушкинской улице, И. Дерибасу, Л. Утесову и С. Уточкину на Дерибасовской, памятника и часовни одесситам – жертвам Чернобыля, памятника погибшим при исполнении служебных обязанностей сотрудников УВД на Александровском проспекте? Назовем еще церковь христиан евангельской веры, спроектированную В.Л. Глазыриным совместно с М.В. Мурмановым, строящуюся церковь св. Татьяны великомученицы на 4-й станции Фонтанской дороги... И, конечно же, отмеченный 1-й премией (в авторском коллективе) на Всесоюзном конкурсе проект регенерации исторического центра Одессы...

Творчество лауреата Государственной премии России, заслуженного архитектора Украины В.Л. Глазырина не ограничивается проектированием сооружений в городах-миллионниках Юга Украины и Юга Урала. Oн является победителем международных конкурсов и биенале, участником 9 персональных и более 20 выставок в нашей стране, близком и дальнем зарубежье, автором ряда книг, в т.ч. "Архитектура США. История и современность", "Одесса. Город, порт, агломерация"...

Рисование – живая потребность архитектора. Рисунок Глазырина – чутко вибрирующий, обостренно выразительный. Он отражает живое отношение к натуре и потому истинно художественный. Будь это отличающиеся гравюрной четкостью наброски центров Нью-Йорка и Чикаго или чуть намеченные сангиной контуры портрета спящего ребенка... Мягкие, лиричные акварели. В них восхищение шедеврами архитектуры античности и Ренессанса и взгляд на них из сегодняшнего времени. Рим, Венеция, Микены и рядом Алжир, Суханово, индустриальный Урал...

Все искусства подчиняются одним и тем же законам. Поэтому обращение Глазырина к драматургии естественно. Способность раскрыть действие, показать его обстановку, его среду говорит о том, что пластическое мышление архитектора – в известной мере мышление художника театра. Точное понимание драматического материала и хорошее знание законов сцены позволило В.Л. Глазырину оформить театральный проект-ораторию "Моисей", впервые прозвучавшую во Львове во время посещения Украины папой Римским. Готовится постановка одноименной оперы на сцене Одесского театра оперы и балета.

"Пространство и время" – проект, которым выставка в "Белой луне" напоминает о благородном труде архитекторов, представляя творчество Владимира Глазырина.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.