Номер 53 (643), 27.12.2002
Как свидетельствует восточный календарь, наступающий 2003 год будет проходить под знаком Овцы, и она, артистичная и застенчивая, станет именинницей всего года.
Овца принадлежит к древнейшим из прирученных человеком животных. В Верхнем Египте овцы были одомашнены еще в эпоху неолита. У древних семитов изображение овец как ценных домашних животных встречается в VIII веке до н. э. Позднее овцы (голова барана) как мерило ценности изображались на античных монетах, чеканенных в Малой Азии. Именно для народов Ближнего Востока, а затем для всего семитского и (позднее) всего мусульманского мира овцы и баран как признак, означающий вожака овечьего стада, предводителя овец, служил символом и эмблемой почета, достатка, богатства, и поэтому образ барана вызывал уважение на всем древнем Востоке.
В Ветхом Завете уже делаются попытки превратить образ барана и овец в символ: баранами называются или под баранами подразумеваются иносказательно вожди (правители, князья), а под овцами (овечье стадо, овцы, паства) целые народы. Изображение же четырехрогого барана-самца трактуется в Библии как символ мудрости и придается обычно как атрибут пророку Даниилу.
В нашем же современном бытовом понимании слово "баран" часто служит синонимом тупости или тупого упрямства, и мы бываем столь убеждены при этом в чуть ли не международной общепринятости такой трактовки, что порой попадаем впросак, применив этот синоним где-нибудь в другой стране.
Костлявость бараньей головы, ее толстые лобные кости и рога дали повод населению некоторых регионов России представлять барана в таком свете. Однако в русских пословицах, в фольклоре это не отражено, поскольку подобные умозаключения весьма позднего происхождения никак не ранее конца XIX и даже начала XX века.
В то же время в Татарии, Калмыкии, Южном Алтае, Туве, Бурятии изображение бараньих рогов в национальном орнаменте почетный символ настойчивости, упорства в достижении цели.
В Закавказье (Грузии, Азербайджане и Армении) изображение барана (овна) древнейший культурный символ: воплощение добра (как жертвенное животное), а также знак (эмблема) богатства (достатка), иногда и символ рассвета, потому что когда Земля вступает в созвездие Овна 21 марта, то у жителей Северного полушария начинается весна и этот день является днем весеннего равноденствия.
Начиная с античных времен в странах Западной и Южной Европы изображение золотого руна, то есть шкуры барана с головой, стало символом наивысшей ценности. Основанием для этого послужил миф о волшебном золотом баране, на котором дети царя Фессалии и Беотии Аманта мальчик Фрикс и девочка Гелла бежали от злой мачехи Ино. Баран проплыл с ними по морю, причем Гелла, сидевшая на спине барана сзади брата, утонула (и это место было названо Геллеспонтом, т.е. морем Геллы), а брат доплыл до сказочной земли Эйи (отождествляемой с современной Колхидой), где царствовал сын Солнца Айет. За свое спасение Фрикс принес тело золотого барана в жертву богу Фиксию покровителю беглецов, а его шкуру с головой (т.е. руно) повесил в священной роще бога войны Арея, где ее неусыпно охранял дракон. Таким образом, уже в древности понятие "золотого руна" стало символом недостижимого. Однако родственник Фрикса Ясон во главе 50 греческих героев (аргонавтов) на корабле "Арго" приплыл в Колхиду и при помощи дочери Айета Медеи хитростью усыпил и убил дракона, похитил золотое руно и привез его в Грецию.
Эмблема золотого руна уже в средние века послужила основой для создания одного из старейших и наиболее почетных европейских орденов "Золотого руна", установленного вначале в 1278 году в Бургундии и ставшего впоследствии, с 1429 года, высшим орденом в Австрии и Испании, просуществовавшим соответственно в этих странах до 1918 и 1931 годов.
"Золотое руно" было символом высшего геройства, и этим орденом награждались только коронованные особы и лица, принадлежавшие к древнему дворянству, о чем свидетельствовала и лента ордена "Золотого руна", которая была ярко-красного цвета, то есть регального. Характерен был и латинский девиз, начертанный на этом ордене: "Pretium laborum non vile!" ("Цена труда не малая!").
Наряду с идущим со времен язычества почитанием золотого руна в странах, где до нашего времени остается сильным влияние католической церкви (в Португалии, Ирландии, Испании, Италии, Австрии, Польше и особенно во всех странах Латинской Америки), изображение молодого барашка (агнца) до сих пор весьма почитается как эмблема невинности, непорочности, кротости и доброты, ибо рассматривается как одно из олицетворений Христа.
В Индии, Пакистане, Бангладеш изображение бараньей головы в наши дни служит распространенной эмблемой качества, она помещается на торговых марках товаров, отличающихся гарантированной высокой добротностью. Поэтому и в Юго-Восточной Азии на эту эмблему смотрят всегда с почтением и уважением, хотя и из других соображений, чем в Латинской Америке.
Даже в родовых гербах русского дворянства изображение идущего барана с поднятой передней ногой являлось всегда говорящей эмблемой, соответствовавшей фамилии (Баранов, Баранский, Баранецкий, Барановский).
Овца в городской геральдике представлена в гербах Бугуруслана и Буинска (Россия); баранья голова в гербе Евпатории; золотое руно в гербах Феодосии и бывшей Кутаисской губернии.
Наконец, изображение белого барана является современной государственной эмблемой Фарерских островов (автономной части Дании) и Фолклендских островов (владение Великобритании).
С Новым годом Овцы (Барана)! Не упустите свое золотое руно!
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.