Номер 52 (745), 31.12.2004
В Одесском театре музкомедии состоялась премьера снова на сцену вернулась "Принцесса цирка" Имре Кальмана. Но о премьере мы еще напишем. А сейчас о другом, вернее о другой. Дело в том, что одной из небольших, но ярких ролей ролью Каролины завершила свой 25 сезон в театре заслуженная артистка Украины ТАМАРА ТИЩЕНКО. Правда, говоря словами героев одной оперетты, этот сезон 50-й... Почему? Вспомните: "Если ты, мой свет, проживешь сто лет, значит, мы вместе прожить сумеем двести..." Дело в том, что в театр Тамара пришла вместе со своим мужем артистом СЕРГЕЕМ ТИЩЕНКО, а дважды по 25 как раз и будет 50.
Из беседы с Тамарой Тищенко:
Я с детских лет мечтала стать певицей, совсем маленькой пела русские народные песни. Хотя я родилась в Белоруссии, но вскоре мы переехали в Тульскую область, глухое-преглухое село. Вначале я стеснялась петь для кого-то, пела, спрятавшись на чердаке, а вот на радио, где не видишь слушателей, пела. Но это потом. В нашем селе и радиоточки не было. Откуда-то узнали обо мне и увезли в райцентр, там я училась уже в 8-м классе. Послали на смотр: я пела с большим хором, запевала "Степью, степью...". Тогда еще пела русским народным голосом.
Потом уехала в Москву поступать в Гнесинское училище, хотела стать эстрадной певицей, о театре даже не думала. Но не приняли, не было у меня за спиной музыкальной школы. Я гуляла по Москве и увидела, что набирают в ПТУ на ткацкую фабрику. Так я стала ткачихой.
(В этом месте я перебиваю рассказ Тамары: "Интересная профессия ткачиха, словно из нитей ткешь свою судьбу. Уже не говоря об Орловой в фильме "СВЕТЛЫЙ ПУТЬ" это одна из сказок Александрова, но ткачихами были Валентина Терешкова и в юности Сама министр культуры Екатерина Фурцева!!!".)
Работая на ткацкой фабрике, продолжает свой рассказ Тамара, я много пела в ансамбле. Пела русские народные песни в эстрадной обработке. Нас, участников самодеятельности, ценили, давали возможность работать в одну смену.
В это время я заняла 1 место на конкурсе в Домодедово, спела "Алексей, Алешенька, сынок...". В жюри были педагоги из консерватории и ГИТИСА. Среди них замечательный педагог Дина Потаповская (педагог нашей Али Семеновой). Ей очень понравился мой голос, она считала, что мне обязательно надо учиться. С ее легкой руки я поступила в Гнесинское училище на отделение музыкальной комедии. Интересно, что об оперетте я не только не думала, но в своем глухом селе даже не слышала.
...У нас не только радио, у нас даже электричества тогда не было. Родители тоже вряд ли знали об оперетте: отец работал трактористом, мама дояркой. В семье пела только баба Фекла она чудесно пела русские народные песни. А вот обе дочки в семье артистки. Моя сестра Наташа Науменко была известной артисткой Одесской оперетты, исполнительницей ролей субреток. Сейчас она в США. К тому времени, что я закончила Гнесинку, родители переехали в Подмосковье. Я хотела и мне предлагали остаться в Москве. Но предлагали работу в драматических театрах. Я уже стала репетировать в "Утиной охоте" Вампилова. Но тут в Москву приехали Водяной и Демина. Они смотрели наших выпускников в отрывках из "Летучей мыши", а я просто подыграла ребятам. И вот Водяной и Маргарита Ивановна уговорили меня поехать в Одессу.
Когда приехала в Одессу, говорила по-мАсковски, это хорошо легло на мою первую роль в спектакле "Старые дома".
Спектакль "Старые дома" это пьеса Сущенко, Голубенко и Хаита, музыка Оскара Фельцмана. Потом была роль в "Дон Жуане в Севилье", в "Дворце прекрасный дам", в "Королеве чардаша" я играла Сильву, в "Бале в Савойе" Танголитту, играла и в "Скрипаче на крыше". Во всех спектаклях я пела героинь.
А затем роли следовали одна за другой. У меня оказалось лирическое сопрано (в училище пела "Заздравную" Дунаевского, арию Мими из "Богемы" Пуччини).
Мне очень помогали Демина, Дынов, Жадушкина...
Последние 10 лет я перешла на характерные роли, и голос стал ниже, и время пришло... Но это тоже очень интересная работа, много актерских возможностей. Очень люблю свою роль в "Королеве чардаша", где я играю уже саму Каролину.
В каких спектаклях еще я сыграла? Все не вспомню: "В трехгрошовой любви"; в пьесе "Товарищ Любовь"; играла также Веру Холодную в оперетте Сандлера "На рассвете"; играла в "Ромео и Джульетте", в "Хелло, Долли", в спектакле "Дон Сезар де Базан".
С Сергеем мне почти не приходится играть вместе. Только вначале, в "Старых домах", когда нас обоих пригласили в Одессу. В то время Сергей уже начал работать после Гнесинки в Иркутской оперетте. Сам он из Пятигорска. Отец его был военным, участник Великой Отечественной войны. Сергей закончил торговый техникум, пел и играл на баяне в самодеятельности. У него очень красивый бас-баритон. Пел всегда и везде, ездил со стройотрядами, работал на КАМАЗе. В Гнесинское училище его взяли сразу. В Одесской музкомедии он, в основном, на ролях второго плана... (Эти роли Сергей Тищенко всегда тщательно отделывает Е. К.)
Вот так вместе мы, как вы пошутили, уже 50 лет в Одесской оперетте.
Сейчас Тамара Тищенко готовит роль в спектакле "Гуляй, Карла, гуляй!" вместе с Викторией и Владимиром Фроловыми.
Эта молодая еще и красивая женщина будет играть немолодую. Еще одна интересная роль Тамары Тищенко.
Елена КОЛТУНОВА.
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.