Номер 48 (793), 09.12.2005
К 180-летию со дня рождения Алексея Николаевича Плещеева
Юный современник Пушкина, Лермонтова, Гоголя, почти ровесник Тургенева, Островского, Некрасова, Достоевского Алексей Плещеев прожил трудную жизнь, полную надежд и катастроф. Его первые стихи появились в ту пору, когда русская литература потеряла Рылеева, Веневитинова, Грибоедова, Дельвига, А. Одоевского, Полежаева. Спустя несколько лет не стало Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Стихи Плещеева одобрил и напечатал ректор Петербургского университета, друг Пушкина П.А. Плетнев в "Современнике".
Начинающий поэт вхож в круг интересных людей. Здесь и братья Валериан и Аполлон Майковы, в доме которых, царило искусство и литература, и где он встречает участие. Это братья Бекетовы, один из которых, Андрей Николаевич, будущий дед А. Блока, крупный ученый, "отец русской ботаники", а также автор рассказов, стихов. На собраниях у Бекетовых неизменно раздавался "негодующий, благородный порыв против угнетения и несправедливости". Формированию социалистических идеалов Плещеева способствовал, конечно, Петрашевский, ведь молодой поэт стал одним из первых и постоянных посетителей еженедельных собраний, которые вошли в историю как "пятницы Петрашевского".
Петрашевцы объединялись "под знаменем науки", то есть идей утопического социализма, которые захватывали все больше передовых людей, что Плещеев и выразил в одном из лучших своих стихотворений "Вперед! Без страха и сомненья":
Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет...
Плещеев пережил эволюцию в мировоззрении от утопизма к пониманию важнейших проблем современности. Стихи Плещеева своего рода "Марсельеза" стали гимном петрашевцев, с ним на устах встретили они свой смертный приговор... Пережив десять ужасных, безмерно страшных минут в ожидании расстрела, товарищ поэта произнес: "Мы шли под знаменем науки,//Так подадим друг другу руки".
И после расправы над петрашевцами, сосланными на каторгу, в солдатчину, в "медвежьи" углы России, стихотворение "Вперед" продолжало и в последующие десятилетия будить мысли, чувства, bnk~, его литографировали. В тюрьмах, на маевках, митингах и собраниях пели "возмутительную" песню "Вперед".
То, к чему звал поэт в своих стихах, он стремился осуществить на практике. На собраниях у Плещеева обсуждались актуальные вопросы: об освобождении крестьян с землей, о пропаганде в войсках, читались статьи Белинского и Герцена, ведь еще до того, как в Россию потекло "вольное русское слово", поэт читал работы Герцена. Плещеев разыскивает в Москве бывшую в большом ходу запретную литературу первую главу будущей книги Герцена "С того берега" ("Перед грозой"), о революционных событиях во Франции, переписанное "Письмо Белинского к Гоголю"... Плещеев пересылает "Письмо" в Петербург своим товарищам, и это стало одним из героических и трагических фактов биографии поэта, основной уликой при его осуждении. Более того, Плещеев делает практические шаги по распространению нелегальной литературы. Он мужественно перенес заточение в "русской Бастилии" Петропавловской крепости и смертный приговор, замененный солдатчиной в Уральских линейных батальонах. Заброшенный в солдатскую казарму, оторванный от товарищей и единомышленников, Плещеев, по его же выражению, "верен тем идеям, в которые уверовал однажды". Пережитое не сломило поэта, не убило в нем стремления честно служить своей музой обществу. Стихи, родившиеся в "краю печального изгнания", составили первый после ссылки сборник стихов, эпиграфом к которому Плещеев ставит строки любимого Гейне: "Я долго был в тисках и не в силах был петь". Добролюбов, сравнивая плещеевскую поэзию с творчеством Пушкина, Лермонтова и Кольцова, видел в ней "вопль энергической, действительно сильной натуры, подавляемой гнетом враждебных обстоятельств"... Ему с трудом разрешили жить в Москве, подвергли секретному, строжайшему надзору "без срока", а он стремился служить "литературному, а вместе с ним общественному делу". Поэт мечтал о своем издании, но ему, бывшему политическому преступнику, не разрешили редактировать ни газету, ни журнал. Тогда он стал неофициально редактировать газету "Московский вестник" и опубликовал здесь цикл анонимных статей "Заметки кое о чем", где высоко оценил стихи Тараса Шевченко и Некрасова, роман "Накануне" Тургенева, произведения Салтыкова-Щедрина, статьи "Капитал и труд", "Июльская монархия" Чернышевского, затрагивающие острые политические вопросы.
Неизвестные до недавней поры архивные документы и письма Плещеева проливают свет на то, в каких трудных условиях он жил и писал. Несмотря на "всемилостивейшее прощение", бдительное око правительственных чиновников пристально следило за поэтом, на которого было заведено множество "дел" с грифом "секретно", "совершенно секретно". Тесные связи с "Современником", встречи с Чернышевским, Добролюбовым, Михайловым достаточно красноречивое свидетельство его "неблагонадежности" для властей. И все же первые годы жизни в Москве были для Плещеева счастливыми. Удачно сложилась семейная жизнь поэта. У него растут два сына и дочь. Хотя цензура и теснит, но поэт печатает стихи, прозу, пьесы, которые ставит Малый театр. В его доме литературные и музыкальные вечера, где бывают Лев Толстой, Тургенев, Писемский, Островский, Чайковский, Рубинштейн.
В эту пору дальнейшее развитие в поэзии Плещеева получают lnrhb{ борьбы за свободу, готовности к революционному подвигу "Декабрист"; на "Честный бой", на "Честный труд". Поэта волновала судьба молодого поколения "Две дороги", "К юности", где он благословляет его на борьбу за свободу своей родины.
Широкую известность приобрела пейзажная лирика Плещеева. Его стихи необычайно музыкальны. Прекрасный знаток музыки, обладавший исключительной восприимчивостью к мелодии, Плещеев придавал стихам форму песни или романса, они полны напевности "Дездемоне", "Бал", "Песня", "Напев", "Знакомые звуки, чудесные звуки", "Ноктюрн". Содержание, образность поэтической речи, музыкальность стиха Плещеева привлекли внимание Арапского, Мусоргского, Гречанинова, Варламова, Кюи, Глиэра. Ипполитова- Иванова. Чаще других обращался к плещеевской лирике Петр Ильич Чайковский, находя в ней родственные своему творчеству мотивы.
Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.