Номер 47 (792), 02.12.2005
"МАЙДАН" слово восточное. Означает оно, как известно, площадь, часто рыночную. В любом случае МАЙДАН это средоточие устремлений, на нем кипит жизнь, как в котле. А что за варево при этом получается, так это зависит от людей, которые свою жизнь связали с МАЙДАНОМ.
Для тбилисцев Майдан (правильнее, непривычное Мейдан) это пуп земли. В этом самом старом уголке Тбилиси живет особая нация под названием тбилисцы. Тбилисец это такая же национальная принадлежность, как одессит. На тбилисском Майдане можно услышать грузинскую, армянскую, курдскую, русскую речь. Там живут фактически полиглоты, причем полиглоты в самом широком смысле, потому что они понимают друг друга не только ушами, а и сердцем. Потому что сжились они друг с другом, выработали некий общий уклад жизни, некие неписанные законы сосуществования, законы тбилисского Майдана.
Об этих людях тбилисцев с Майдана, об их жизни, работе и досуге поставил свой документальный фильм Дато Джанелидзе "Майдан пуп земли" (2004 г.). И этим фильмом 14 ноября в Одессе в кинотеатре "Маски", который, кстати, в этот день отмечал год со дня своего основания, начался фестиваль "Золотой серии грузинского кино" (в этот же день был показан еще один короткометражный фильм "Обед с Джорджем Бушем"). День 14 ноября получился многозначительным. Итак: первое юбилей к/т "Маски". Второе путешествующий по семи городам Украины фестиваль, завершающий Год Грузии в Украине, добрался до Одессы. Третье, он оказался ровно 10-м кинофестивалем нынешнего года в Одессе. И, наконец, перед первым показом состоялось знакомство журналистов с новым консулом Грузии в Украине Зурабом МАРШАНИЯ. Зураб Маршания произвел на журналистов самое лучшее впечатление аристократической интеллигентностью, эрудицией, знанием и тонким пониманием искусства.
В последующие дни было показано еще 4 кинофильма. Если "Майдан пуп земли" увлек и очаровал своими красками, доброй ироничностью и нюансами незнакомой нам жизни, а "Обед с Джорджем Бушем" заставил не раз улыбнуться, глядя на американского президента после грузинского застолья (описание застолья это роскошное пособие для кулинаров и знатоков грузинских вин), то "Кладбище грез" Георгия Хайндрава (1996 г.) заставил не раз сжаться сердце. Фильм рассказывает о компании беззаботных юношей, отправившихся на войну в Абхазию. Документальные кадры чередуются с игровыми (значительная часть фильма снята во время боевых действий). Многие герои (в том числе главный)к концу фильма погибают не по воле режиссера, а по воле не пощадившей их пули.
Не дает расслабиться и фильм "ОНИ", посвященный жизни трех молодых людей, их падению. И хотя молодежь не современная их нравственное падение, связанное с наркотиками и преступлениями, начинается еще во времена застоя, сюжет можно интерполировать и на сегодняшний день. (Режиссер Леван Закареишвили, 1992 г.)
Режиссер Заза Урушадзе поставил драму с элементами триллера. Речь идет о похищении младенца прямо из роддома собственным отцом. Фильм был отмечен на "Кинотавре" специальным призом.
Особняком стоит в фестивальной подборке кинолента "Голубые горы". Эта сатирическая комедия Эльдара Шенгелая в 1983 году пользовалась огромным успехом. В фильме явно просматривалась аллегория на разваливающийся Советский Союзе.
Если учесть, что с 1987 года в Одессе не было ни одного фестиваля грузинских фильмов, то понятен интерес публики к кино, которое раньше иначе, чем Великое грузинское кино, не называли. Имена Т. Абуладзе, Р. Чхеидзе, О. Иоселиани, Г. и Э. Шенгелая, Г. Данелия, Л. Гогоберидзе были гарантией встречи с необыкновенным кинематографом. Есть ли сегодня среди нового поколения грузинских режиссеров равновеликие тем, кто заложил фундамент того феномена, который назывался Грузинским кино?
Этот вопрос я задала г-ну Маршания.
Пока нет. Но нет и условий для развития кино. Кино очень дорогой вид искусства. На него нужны миллионы. Театр обходится дешевле. Поэтому в Грузии сейчас замечается театральный бум. В Тбилиси работает десятка два театров, билеты не дешевые, но театры полны. Однако основа здания грузинского кинематографа здоровая основа. На ней вновь возродится былая слава грузинского кино.
Судя по тем работам, которые мы увидели на фестивале, г-н Маршания прав.
Елена Колтунова.