Номер 46 (1486), 5.12.2019
Недавно во Всемирном клубе одесситов побывал легендарный одесский музыкант Эрнест Штейнберг. "Глотком чистого счастья" назвал свое ощущение от этой встречи вице-президент Клуба Евгений ГОЛУБОВСКИЙ.
В Одессе всегда было много знаменитых людей. К ним принадлежал и Эрнест Борисович Штейнберг.
Блестящий музыкант. Но мало ли в Одессе талантливых музыкантов?
Остроумный человек. Но и этим в нашем городе вряд ли удивишь.
Эрик Штейнберг был человек-спектакль.
На сцене он мог все: играть на рояле, петь, просто играть роль в спектакле — даже если это роль самого себя. О нем, Э. Б. Штейнберге, была написана и поставлена (игралась под аплодисменты) пьеса "Дважды герой нашего времени".
Но я с ним познакомился много раньше — до общегородской, общесоюзной, а теперь уже и мировой его славы. Тогда он преподавал — было это в середине 60-х годов — в Одесском театрально-художественном училище, на актерском отделении, где его учениками были Галя Жадушкина и Валерий Барда-Скляренко, будущие супруги Фроловы, Валентин Валовой и другие талантливые ребята. А потом был знаменитый выпускной спектакль "Трехгрошовая опера", который поставил руководитель курса Матвей Абрамович Ошеровский. И Эрик (Эрчик, как звали его все друзья) разделил славу с маэстро и своими учениками.
Киношной лентой проходят передо мной дни нашей молодости.
Без Штейнберга был бы немыслим головокружительный успех одесской команды КВН, без Эрика нельзя себе представить знаменитые "капустники" в Доме актера, а потом и два профессиональных театра "Ришелье" и "Комедиум". Он был воистину незаменим. Без него, возможно, Людмила Ширина не получила бы Гран-при в Тулузе, без него не взошли бы на ступени почета Александр Ворошило, Сергей Зуенко, Ольга Оганезова.
А впрочем, о ком из современников написаны два (как минимум) произведения, где герой выступает под своим подлинным именем? Михаил Жванецкий вспомнил о нем в бессмертном сюжете "Как шутят в Одессе", рассказав о юноше, которому лабухи из похоронного оркестра своими ежедневными штучками не дают закончить консерваторию. Но Михаил Михайлович — в силу врожденного такта — не рассказал, как этот юноша (Эрнест Борисович) поступил в консерваторию.
Об этом одесский зритель узнал из спектакля Георгия Голубенко, Леонида Сущенко и Валерия Хаита "Дважды герой нашего времени".
Представьте, на сцене — приемная комиссия. А дальше я цитирую текст пьесы.
"Председатель. Так, товарищи, кто у нас там следующий на зачисление?
Первый преподаватель. Вот... Штейнберг Эрнест. Сдал на все пятерки.
Председатель. Какие будут предложения?
Второй преподаватель. Ну, какие тут могут быть предложения! Не зачислять же, в конце концов!"
Не буду цитировать трагическую сцену, тем более, что окончилась она все-таки оптимистически, вмешался Бог, напомнив, что он тоже иудей, вмешалось Провидение, ангелы — и условно, сначала на год, Эрнест Борисович был зачислен в консерваторию, в которой потом столько лет преподавал. Да, и в те времена бывали чудеса.
Впрочем, о таких чудесах Одесса была наслышана, а о вокальных номерах, написанных специально для "Дважды героя", заранее не знала. 1 апреля 2003 года, приехав из Бостона (США), Эрнест Борисович во Всемирном клубе одесситов напомнил мне слова этих номеров. Торжественная оратория называлась "Слава партии рояля". Те, кто постарше, вспомнят мелодию песни "Партия — наш рулевой".
Солист:
Слава тому, кто сидит у рояля,
Кто его партию мудро ведет!
Кто, нажимая ногами педали,
Твердо по клавишам бьет.
Гордо по клавишам бьет!..
В черные страшные годы застоя
Мы б не имели что есть,
Если бы нас не вела за собою
Партия Ваша, Эрнест!
Хор:
Под солнцем Родины, а также
за границей
Мы этой партии достойны и верны!
Зовет на творческие подвиги солиста
Оптимистическая партия струны!
Оптимистическая партия струны!
И хохот в зале, и хохочущий Эрик Штейнберг, заслуженный артист Украины, воспитатель блестящей плеяды певцов.
Эрик мог быть солистом. Он и работал некоторое время солистом Крымской филармонии, но ему нужно было быть в коллективе, заразительно смеяться, играть не только на рояле, но и на театральных подмостках. Поэтому он вернулся в Одессу, где и прошел параллельно с музыкальным — путь КВНа, театров "Ришелье", "Комедиум".
Не его вина, что закрывался КВН, что закрывались театры. У него были, казалось бы, и другие интересы — собирание живописи, преподавание в консерватории, работа концертмейстером в Оперном. Но даже все вместе полностью не удовлетворяло его. Его не могли заставить угомониться жена — замечательный врач Наталья Ивановна Васильева, две собаки, которых он сам выгуливал по Пушкинской и Успенской, дочь Ира, родившаяся в один день и один час с "Вечерней Одессой". Об этом Людмила Гипфрих, ответственный секретарь "Вечерки", тогда, еще при Деревянко, написала статью. Эрику нужно было поднимать трибуны, заставить кричать галерку, он был человеком-оркестром, а не музыкантом из оркестра.
Так сложилась жизнь, что Эрик, вслед за дочерью и женой, уехал из Одессы. Сейчас он живет в Штатах. Как раньше учили в "Бостон-балете" — строго, по нотам. А Эрик импровизирует. Он играет песни советских лет, да так заразительно, что танцуют не только маленькие дети, но и их родители.
Если вы думаете, что это все, чем увлечен Эрнест Борисович Штейнберг, то вы ошибаетесь. Ведь он одессит, а это значит...
В 1993 году состоялась первая международная встреча команд КВН Одессы и США (встреча между "Одесскими джентльменами" и одесситами, живущими в Америке). Так вот, Эрик Штейнберг аккомпанировал обеим командам. Рассказывают, что публика не отпускала его пятнадцать минут, — одесситы и не одесситы одинаково стояли "на ушах", восхищаясь музыкальным вдохновением этого человека-оркестра.
Когда в музыкальных энциклопедиях и справочниках упоминают Одессу, то вспоминают Д. Ойстраха и Э. Гилельса, А. Нежданову и Н. Огренича. Я убежден, что придет время, когда наряду с ними в самых почетных списках будет стоять имя Эрнеста Борисовича Штейнберга. Одессита, прославляющего свой город по обе стороны океана.
На фото Юрия БОЙКО: Эрнест Штейнберг и Ольга Оганезова.