Номер 46 (1439), 21.12.2018
Международная научно-творческая конференция "Фестивальные стратегии новой музыки: опыт, достижения, перспективы" в течение трёх дней проходила в отеле "Айвазовский".
За это время в Золотом зале Литературного музея состоялись концерты ансамбля современной музыки Senza Sforzando под управлением Александра Перепелицы-младшего, а также студентов-композиторов Одесской национальной музыкальной академии имени Неждановой (класс профессора Кармеллы Цепколенко). Все события посвящались 25-летию международного фестиваля современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки". Кармелла Цепколенко - арт-директор "2Д2Н", Александр Перепелица - директор, а пианист и дирижер Александр Перепелица-младший - их талантливый сын. Звучали как студенческие произведения, так и пьесы известных авторов Витаутаса Германавичуса, Урбана Дерунгса, Андрея Мерхеля.
В своих докладах об уникальности одесского опыта говорили участники конференции - проректор Национальной музыкальной академии Украины, заслуженный деятель искусств Украины, секретарь правления Национального союза композиторов Леся Олийнык, доктор искусствоведения Елена Зинькевич, композиторы Александр Козаренко, Асмати Чибалашвили, Анна Стоянова, Кира Майденберг-Тодорова и другие. Профессионалы обсудили важнейшие темы фестивального движения в области новой академической музыки, кто лично, а кто и в онлайн-режиме, как московский композитор Антон Ровнер, посетивший массу фестивалей по всему миру, но не растерявший интереса к одесскому (и не только по той причине, что его отец отсюда родом). Музыковед Асмик Хачатрян рассказала о фестивале как о грамотном примере ивент-маркетинга. В паузах участники с увлечением смотрели записи фестивальных событий прошлых лет - как же много сделано, и как не хватает вот такого профессионального общения!.. Хорошо, что на этот раз все сложилось. Проект получил поддержку Украинского культурного фонда, организаторам удалось выпустить альбом из двух дисков с записями произведений, исполненных на фестивале в разные годы. Юбилейный, 25-й фестиваль состоится в апреле 2019 года.
- Одной из особенностей первых тринадцати фестивалей было обустройство единого пространства сцены и зрительного зала, уничтожение условного раздела между исполнителями и публикой, вовлечение зрителя во взаимодействие в коллективном процессе развертывания театрально-художественного действа, - напомнила Леся Олийнык. - Непринужденное передвижение в любом направлении по этому замкнутому пространству, непрерывный ток калейдоскопической смены музыкальных впечатлений в режиме нон-стоп - оптимальные условия для предельно сжатого во времени интерфейса "композитор - исполнитель - слушатель - концертная среда". Порой даже предубежденно настроенный сегмент слушательской аудитории против воли оказывается в эпицентре магического влияния этого фестиваля.
Надо сказать, что некоторые слушатели передвигались по фестивальному пространству чересчур "непринужденно", уж таковы были девяностые! Сегодня все происходит куда более элегантно. В последние годы фестиваль проходит уже не в клубном помещении, а в филармонии, это даже прибавило возможностей, считает Кира Майденберг-Тодорова: в нижнем фойе работает камерная площадка, а в Большом зале появилось место для приглашения оркестров и хоров.
Суть фестиваля от перемены места не меняется, а вокруг "2Д2Н" возникло содружество авторов и музыкантов, сформировались особые жанры вроде "дуэль-дуэта" и "квази-сонаты". И по традиции праздник всегда начинается и заканчивается выступлением перкуссионистов Фрайбургской академии музыки, который привозит бессменный президент "2Д2Н" Бернхард Вульф.
Первыми в стране одесситы решились на организацию серьезного международного музыкального форума, уже гораздо позже появились фестивали современной музыки в Киеве и Львове. Поначалу в академических музыкальных кругах города данное начинание, мягко говоря, не было воспринято. Но все сомнения отпали, когда за организаторов вступился тогдашний ректор Одесской консерватории, великолепный певец Николай Огренич, он услышал эту музыку, как, может быть, не дано и сегодня многим дипломированным музыкантам... Как верно заметила в своем докладе одесский музыковед Галина Завгородняя, даже партитуры новой музыки, очень необычно записываемой, красиво выглядят, словно листы графики. Сегодня в Украине есть композиторы, пишущие новую академическую музыку, есть музыканты, готовые ее исполнять, есть аудитория, но с профессиональной критикой дело обстоит похуже. Как рассказала на конференции главный редактор "Украинской музыкальной газеты" и Интернет-журнала "Музыка" Ольга Голинская, разгосударствление СМИ оставило без поддержки, а, по сути, похоронило многие специализированные издания, остальные же смотрят на культуру как тему, не сулящую коммерческого успеха, если не считать публикации о "попсе". Проблема опубликоваться даже бесплатно, а для молодого музыкального критика, побывавшего на ряде престижных зарубежных фестивалей, уже вроде и нет большого смысла писать статьи за мизерные, по сути, гонорары. Время энтузиастов проходит. Что последует за ним? Хорошая новость: фестиваль разрабатывает и запускает свой сайт с фонотекой записей, во главе процесса стоит молодой композитор Кирилл Яворский. По крайней мере, на фестивальном сайте сохранятся тексты, отображающие наши уникальные "Ночи".
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.