Номер 45 (1438), 14.12.2018

И У НАС - "ТРАМВАЙНЫЙ РЕНЕССАНС"

Недавно в Киеве прошло заседание Руководящего комитета проекта Европейского инвестиционного банка "Городской общественный транспорт Украины", на котором было одобрено кредитное финансирование проекта магистрального трамвая "Север - Юг" в Одессе.


Об этом сообщило издание "Пассажирский транспорт".

На реализацию одесского трамвайного проекта "Магистральный трамвайный маршрут прямого сообщения "Север - Юг" (в части покупки трамваев) предполагается взять кредит в размере 20 млн евро.

Кредит берется сроком на 24 года по ставке 2 % годовых. Это очень выгодные условия, ибо коммерческие банки предлагают кредиты по намного более высокой ставке. Общая сумма проекта - 59 млн евро, из которых 49 млн берутся в кредит у Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). 20 млн евро, как отмечено выше, даст ЕИБ, 29,5 млн евро будут получены от ЕБРР.

Проект, который намечено реализовать на эти средства, предусматривает модернизацию существующих линий трамвая с поселка Котовского до жилмассива Таирова через центр города с тем, чтобы довести эту линию до стандартов скоростного трамвая со средней скоростью более 22 км/час. С технической точки зрения, утверждает издание "Пассажирский транспорт", маршрут длиной около 32 километров готов к запуску уже сейчас, но только по существующим путям и с действующим подвижным составом. На данном этапе это будет возможно лишь с маловместительными одиночными трамвайными вагонами и со средней маршрутной скоростью 15-17 км/час.

Самая большая статья расходов по проекту - 33 млн евро - приобретение новых трамваев. Переговоры с экспертами ЕИБ и ЕБРР ведутся по поводу закупки 37 трамваев, из которых 16 будут многосекционными большой вместимости с низким уровнем пола. Оставшиеся 21 - полностью или частично низкопольные двухсекционные вагоны длиной не менее 20 метров. Эти закупки не отменят самостоятельную сборку вагонов за счет городского бюджета.

Вторая статья расходов - 12 млн евро - это реконструкция трамвайных путей на участке от Пересыпского моста до улицы Паустовского. Она будет происходить поэтапно, без закрытия движения. На реконструируемых участках будет организована временная реверсивная схема движения (по одному пути трамваи будут идти в две стороны). Длина данного участка - около 13 километров. Существующие технологии позволяют выполнить весь объем работ за достаточно короткие сроки - менее одного года. Предположительно здесь будет использован тот же метод укладки путей, что и на магистральных железных дорогах - рельсы на железобетонных шпалах на щебневой подушке с гидроизоляцией.

Директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман сообщил, что к перекладке трамвайных путей на участке от Пересыпи до Паустовского приступят в 2019 году.

Тем временем в Одессе начали восстанавливать трамвайные вагоны из двух составов. Их выпускает КП "Одесгорэлектротранс". Как сообщили на предприятии, теперь при капитальном ремонте подвижного состава восстанавливают функцию, которая позволяет работать по системе двух единиц (спарка), когда два вагона управляются из первого.

Спаренные вагоны пока что работают на маршруте № 26 и курсируют между Старосенной площадью и 11-й станцией Люстдорфской дороги в пиковые часы, когда пассажиропоток самый напряженный. Также такие вагоны будут курсировать между центром и поселком Котовского.

Стоит отметить, что трамвай - не только один из наиболее экологически чистых видов транспорта, но он имеет еще ряд важных достоинств.

Основное преимущество трамвая - это его перевозная способность. Член Международного союза общественного транспорта Геннадий Щербина приводил расчеты, согласно которым обычный трамвайный вагон может перевезти в течение часа пассажиров в 1,6 раза больше, чем троллейбус, и в четыре с лишним раза больше, чем маршрутка. Кроме того, трамвай - экономичный вид транспорта. Контакт между колесом трамвая и рейкой имеет наименьший уровень сопротивления движению, то есть, требуются наименьшие траты энергии на то, чтобы перемещать большие массы.

Показательно, что в развитых странах в 1970-х гг. начался свого рода "трамвайный ренессанс". В США, Канаде, Франции, Великобритании и других странах, где в 1930-60 гг. были ликвидированы многие трамвайные системы, принялись за их возрождение. Так, если в США в 1960 году было всего шесть городов, в которых функционировали трамваи, то на данный момент их количество составляет уже 32.

Так что Одесса постепенно входит в мировой тренд.