Номер 45 (1389), 1.12.2017
(Продолжение. Начало в №№ 32-44.)
СЛЕДЫ ГЕНИЯ
Сегодня сложно сказать, как выглядела бы Барселона, не будь у нее такого сына, как Антонио Гауди-и-Корнет.
Пятый ребенок в семье потомственных медных дел мастеров был отнюдь не богатырского здоровья. Он редко играл с другими детьми, но много наблюдал за работой отца и окружающей природой. Впоследствии именно эти наблюдения станут основой его творческой философии.
Саграда Фамилия |
Крыша дома Бальо |
Все без исключения рвутся увидеть главное и самое грандиозное творение Гауди - собор Саграда Фамилия, все еще стоящий в строительных лесах. Но это последнее и, к сожалению, незавершенное творение мастера. Ему он посвятил более сорока лет, большую часть своей жизни. С 1884 года Антонио взял на себя руководство этой стройкой, но параллельно выполнял ряд других заказов. Однако последние 12 лет жизни был буквально одержим идеей завершения проекта и фактически жил на объекте, расположившись там в аскетических условиях. Затянувшиеся сроки строительства нельзя списывать на занятость Гауди на других объектах. Его заказчики из Ассоциации паломников решили строить храм исключительно на пожертвования и милостыню. Ясно, что это источники непрогнозируемые. Вот и приходилось временами приостанавливать работы из-за отсутствия средств. Гауди сам не раз принимал участие в организации сбора денег на храм. В итоге он успел построить нижнюю церковь, часть галереи на уровне портала Богоматери с четками. Колокольни и Рождественский фасад были завершены уже после смерти Гауди по его планам. Свои многочисленные рисунки и гипсовые муляжи мастер хранил в мастерской. По ним можно было бы продолжить работы. Но во время гражданской войны храм пострадал от пожара, и часть эскизов погибла в огне.
Для того, чтобы взглянуть на Саграда Фамилия вблизи, приходится задирать голову. Башни и колокольни устремлены в небо и достигают стометровой высоты. Небольшая площадь перед храмом не дает возможности охватить все строение взглядом. В оформлении фасада множество растительных элементов из любимой Гауди природы. В том числе колонны в форме деревьев. С тех пор, как я впервые попал в Барселону в середине 90-х, работы потихоньку двигаются. Известно, что завершится эпохальная стройка тогда, когда будут закончены все 18 задуманных мастером башен-колоколен. Пока процесс идет. Можно попасть и внутрь храма, но там царит обстановка рабочего строительного объекта, хотя выделены места для знакомства с историей храма и жизнью его творца...
Совершенно ясно, что мы могли бы сегодня даже не знать этого имени, если бы в молодые годы Антонио не повезло познакомиться с богатыми любителями оригинального искусства. После того, как мастер получил заказ на изготовление фонарей для Королевской площади Барселоны, последовал проект первого в его жизни жилого дома. Именно тогда Гауди встретил богатого промышленника Эусебио Гуэля. Его заинтриговал необычный взгляд художника на вещи. Так на долгие годы зародилась дружба, давшая Гауди свободу творчества, а Барселоне - уникальные творения.
Уже начав работу над храмом Святого Семейства, архитектор получает ряд заказов от своего друга-мецената. Конечно, самый грандиозный проект - это парк Гуэля. Каждый день с утра до вечера здесь толпы людей. Праздно шатающихся, романтически прогуливающихся, беспрестанно фотографирующих и рассматривающих каждую мелочь. Здесь все настолько интересно, что действительно не знаешь, какие детали выделить.
Изначально на этом месте должно было быть нечто иное. Гуэль приобрел обширный участок под застройку домов и создания вокруг них парка на английский манер. Но тем, кто имел деньги, место показалось удаленным от центра. Участков раскупили мало. Однако Гауди проект необычного парка, в итоге ничем не напоминающего английский, все же довел до конца. Ушло на это почти полтора десятилетия. Теперь Барселона гордится этим местом, а ЮНЕСКО объявила парк достоянием человечества.
Мы входили в парк снизу. На холм вела причудливая лестница с фонтаном по центру. И словно сползая сверху, на нас смотрел разноцветный каменный дракон, ставший с некоторых пор одним из символов Барселоны. В парке причудливо все. Домики с башенками и шишками на крышах, дающие тень переходы с колоннами-деревьями. Когда вошли под своды колонного зала, взгляды устремились к выпукло-вогнутому потолку с большими цветастыми плафонами. Оригинальные коллажи выложены из битого стекла. Говорят, сам Гауди собирал осколки разбитых бутылок, бокалов и чашек, создавая нужную цветовую гамму.
Те же материалы использованы для украшения знаменитой витой скамьи. Когда выходите на просторную центральную площадь парка, можете легко найти место для отдыха. Даже при огромном скоплении народа. По всему периметру извивается змеей каменная скамья. Сидеть на ней достаточно удобно. Места повторяют изгибы человеческого тела. Такого эффекта Гауди добился просто. На еще незастывший цемент он усадил рабочих в комбинезонах. Они и обозначили будущую конфигурацию скамьи...
В одном из построенных Гауди домиков теперь музей мастера. Он жил здесь до своего переезда в квартирку при храме...
Рядом с Готическим кварталом мы зашли в Дворец Гуэля - одно из первых зданий, созданных Гауди. На небольшом участке размером 18 на 22 метра сложно было создать зимнюю резиденцию для большой семьи. Но архитектор нашел новаторские решения в освоении внутреннего объема здания, сотворив в итоге истинный шедевр. Уже в начале ХХ века Гауди строит на проспекте Грасиа еще два удивительных по виду дома для богатых заказчиков.
Я уже рассказывал, что парадная площадь Каталонии словно отделяет древние кварталы от более современного района Эшампле с широкими проспектами и четкой сетью пересекающихся под прямыми углами улиц. В этом районе проспект Грасия - один из самых фешенебельных. Дорогу к творениям Гауди здесь найти проще простого. Вокруг них всегда множество народу. Особенно в так называемом Квартале Разногласия (или дисгармонии), где выстроились в один ряд несколько домов, построенных разными архитекторами-модернистами. Именно эта их разность и необычность привлекает публику. Дом Бальо реконструировался больше двух лет. Поначалу хозяин хотел снести его и на этом месте строить что-то новое. Гауди убедил Бальо, что знает, как в корне изменить объект. И он сделал это. С фасада на вас смотрят балконы-черепа, внутри вы почти не найдете прямых линий. За счет декора по мотивам природы Гауди полностью преобразил здание, облагородил его крышу, увенчав дымоходы веселыми башенками, а конек - яркой керамической плиткой. К тому же мастер спроектировал мебель для каждого помещения, утонченно поиграл со светом и цветом. Словом, вдохнул в дом Бальо такую яркую жизнь, что и по сей день сюда стоят очереди желающих прикоснуться к прекрасному.
Находящийся на том же проспекте Дом Мила архитектор создавал с нуля. Его громада в народе получила прозвище Каменоломни. Впрочем, извилистая линия фасада охватывает сразу два дома и сворачивает за угол. В оформлении также использованы природные мотивы. В здании живут люди, арендующие здесь квартиры. Естественно, заглянуть можно только на парадные лестницы и места общего пользования. И это нормально. Ведь Гауди строил не музеи, а очень непривычные места обитания. О гении этого удивительного человека можно говорить долго. Его вклад в преображение родного города огромен. Его влияние на учеников и коллег по цеху также трудно переоценить. Возможно, во многом именно благодаря Гауди и другим менее известным каталонцам приморский город так сильно отличается от имперского Мадрида.
Мастер ушел из жизни нелепо. Его, старичка в поношенном пальто, погруженного всеми мыслями в свои великие планы, сбил трамвай неподалеку от Саграда Фамилия...
* * *
Барселона поистине многолика и неисчерпаема. И не только благодаря изобилию объектов исторического и культурного значения. С каждым годом город становится все более интернациональным. Уже сейчас каждый седьмой - мигрант из Южной Америки, Марокко, Китая или Ближнего Востока. В самом городе живет почти 1,6 миллиона человек, а вместе с пригородами эта цифра превышает пять с половиной миллионов, что ставит столицу Каталонии в число крупнейших мегаполисов Европы. Город легко справляется как с наплывом туристов, так и со все новыми деловыми решениями. Не зря же Барселона стала еще и столицей Средиземноморского союза, в который вошли 43 страны.
Этот город давно уже стал символом открытости и космополитизма. Хотя все еще странным образом остается приверженцем отделения Каталонии от остальной Испании. Не нам судить, правильное ли это стремление. Пока это ведет только к излишнему напряжению внутри страны и конфликту с центральными органами власти.
(Окончание следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.