Номер 44 (1141), 23.11.2012
В этом году совпало несколько юбилеев, связанных с темой "Одесса и кино".
26 ноября исполнилось 160 лет Иосифу ТИМЧЕНКО, который считается одним из первых (по утверждениям одесских патриотов - первым) изобретателей кинематографа.
Для справки. Иосиф Тимченко родился в семье крепостного крестьянина. Учился в механических мастерских поставщика Харьковского университета. С 1874 по 1924 гг. жил в Одессе. С 1880 г. работал механиком физико-математического факультета Новороссийского (Одесского) университета. Автор ряда изобретений, удостоенных наград на выставках в Париже, Петрограде, Одессе и Нижнем Новгороде. Самое знаменитое из изобретений - кинетоскоп, который считается прообразом киноаппарата.
Также в этом году исполнилось 55 лет творческой деятельности кинорежиссера и оператора Одесской киностудии Вадима КОСТРОМЕНКО.
Для справки. Костроменко Вадим Васильевич. Заслуженный деятель искусств Украины. В 1952-1957 гг. учился на операторском факультете ВГИКа, в мастерской профессора Б. И. Волчека. С марта 1957 года работает на Одесской киностудии, сначала оператором (снял 13 фильмов), затем кинорежиссёром (поставил 12 фильмов). С 1996 года - директор Музея кино Одесского отделения Национального Союза кинематографистов Украины.
А четверть века назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм "Секретный фарватер", снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова. По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в "Секретном фарватере" впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на "Летучий голландец" и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Естественно, что в картине, где действует подводная лодка, трудно было обойтись без сцен под водой. Поначалу предполагалось, что погружение и всплытие подлодки снимут в знаменитом бассейне Одесской киностудии. Этот бассейн был построен для съемки морских батальных сцен. Вода в бассейн наливалась так, чтобы она переливалась через край. В бассейн запускали макеты кораблей разных эпох, преимущественно парусного флота, и при помощи разных приспособлений их приводили в действие. На заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для "Секретного фарватера", но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.
- Когда подводная лодка погружается, - поясняет свое решение Вадим Васильевич Костроменко, - возникает такой водоворот, такая потрясающая картина, что в бассейне создать подобный эффект просто невозможно.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной. К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.
Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.
И вот наступил день съемки. Подводная лодка пришла, но...
- Я поставил перед командиром лодки задачу, - вспоминает В. В. Костроменко. - Он на меня посмотрел и говорит: "Вадим Васильевич, в тюрьму мы сядем оба. Вы думаете, что я по шоссе еду? Я же под водой буду плыть. Чуть-чуть не туда - и ваш оператор попадёт мне под винты. И всё - сядем. Нет, я этого делать не буду!"
Развернул свою лодку и ушел.
Пришлось режиссеру ехать в Севастополь к командующему флотом.
- Я его понимаю, - сказал командующий, выслушав рассказ режиссера. - Тут нужен человек рисковый.
И распорядился дать другую лодку, с другим командиром. Съемка прошла отлично, ожидаемый эффект получился. Во время нашей беседы Вадим Васильевич признался, что не запомнил фамилию лихого командира подлодки. Помнит только его уникальное имя-отчество - Африкан Африканович. Зато фамилию, как нам удалось установить, моряк носил самую простецкую - Попов.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти...
Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
- Но, как только я погрузился, вода заполнила маску, - вспоминает В. В. Костроменко. - Я вынырнул и говорю: "Ребята, что вы мне за маску дали, которая пропускает воду?" А мне отвечают: "Вадим Васильевич, маска не виновата, усы сбрить надо".
- Ну не могу я сбрить усы! - улыбаясь, продолжает режиссер и рассказывает, что, когда однажды в молодости он совершил эту процедуру, то чувствовал себя так, как будто находится без штанов.
Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть. Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.
- Сейчас, конечно, рассказывать об этом весело, но то, что я тогда высказал "шутникам", я вам повторить не могу, - улыбается Вадим Васильевич.
Сам исполнитель главной роли вспоминал, что консультант картины - адмирал, увидев его на съемках, спросил: "Ты, наверное, на флоте служил? У тебя походка, выправка флотские". Между тем прежде артист к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок "Секретного фарватера", где актеру пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море. Правда, признавался артист, под водой по большей части плавал один мой дублер, другой - прыгал с парашютом, а сам исполнитель в это время бегал в катакомбах, где с "немцем" - каскадером Петром Шерекиным - изображал драку. А вот в воде ему пришлось провести целую съемочную смену.
- Нашли длинный пирс, уходящий в море, - рассказывал впоследствии артист, - с него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.
Но однажды А. Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков. "Правда, - глядя честными глазами на постановщика, сказал актер, - документы об этом у меня остались дома". Проблема заключалась в том, что во время войны использовались круглые парашюты, которых сорок лет спустя на складах уже не было. С огромным трудом нашли старый круглый парашют, тщательно его проверили и наконец дали согласие на съемку.
Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.
"Толя, что случилось?" - подбежал к артисту обеспокоенный режиссер.
"Ничего особенного, - "на голубом глазу" ответил тот, - я просто хотел вам показать, что такое затяжной прыжок".
Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: "Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов". Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов. И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф. Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться...
- Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
- В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
- В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 "Шмель". С нескольких "Шмелей" демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные "Шмели" в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.
- Имя командира "Летучего голландца" - Герхард фон Цвишен. В переводе с немецкого это означает "Герхард из между", то есть из ниоткуда, и является аллюзией на капитана Немо (Немо по- латыни значит "никто") из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой".
Шутки шутками, но, как полагает режиссер, его картина в определённой мере оказалась пророческой. Ибо в последней сцене на подводной лодке фашистский командир произносит такой текст: "Это безумный, дурной Гитлер войну проиграл. И я хочу, чтобы вы поняли, как легко и свободно мы внедримся в послевоенный мир. Мы будем пользоваться покровительством важных людей, мы сохраним национал-социализм и будем заботливо его выращивать на новой почве".
- Мне горько от того, что кое-где, даже у нас, фашизм снова поднимает голову, - говорит В. В. Костроменко. - Наш фильм довольно часто показывают по телевидению, и хочется верить, что эти слова заставят кого-то задуматься...
"Секретный фарватер" принес популярность исполнителю главной роли Анатолию Котенёву. Сейчас он - один из ведущих артистов Белоруссии, снялся в 60 фильмах и сериалах и даже избран вице- президентом Белорусской гильдии актёров кино.
Нет надобности представлять и Ларису Гузееву, которая снималась в этой картине вскоре после оглушительного успеха "Жестокого романса". Ей было интересно сыграть роль в военной форме. Вот только некоторые зрители остались недовольными гибелью героини, и режиссер после выхода картины получил немало писем с гневным вопросом: "Почему вы убили такую красивую женщину?"
"Секретный фарватер" не назовешь шедевром мирового кинематографа. Честная, добротная работа, которая и четверть века спустя смотрится с неослабевающим вниманием. В чем секрет такого долголетия? На этот вопрос даже сам постановщик не знает ответа. Скорее всего, в искренности, чувстве личной причастности, с каким снимал фильм В. В. Костроменко - "дитя войны".
Американские же кинематографисты - при всей своей технической изощренности - только лишь через пять лет рискнули снять реальное погружение подводной лодки. Так что лавры первооткрывателей остались за нашими киношниками.
Александр ГАЛЯС.
При подготовке использованы материалы
Романа
Черемухина и Максима Обода.
На фото:
кадры из "Секретного фарватера".