Номер 43 (939), 14.11.2008
Дружные запугивания финансовым кризисом возымели действие. Постепенно паника перемещается в потребительский сектор. Поднялись цены на молоко, яйца и мясо. Если в первых двух случаях - это чистой воды сезонное явление, то удорожание мяса иначе как спекуляциями объяснить нельзя.
Подорожание яиц и молока в принципе объяснимо и связано с сезонным уменьшением количества сырья. Например, закупочные цены на молоко с лета поднялись почти в два раза, поэтому выросли цены и на основные молочные продукты. По мнению эксперта, рост цен на молочные продукты сохранится до весны, когда с уменьшением закупочных цен на молоко продукция подешевеет.
Видимо, не принесут ничего хорошего и последствия наводнения в западных регионах страны, которые специализируются на выращивании картофеля. Большая вода размыла надежды на хороший урожай, поэтому нельзя исключать, что цены на этот продукт тоже вырастут.
В то же время собран неплохой урожай масличных культур и зерновых. Это напрямую должно повлиять на цены на хлебобулочные изделия и подсолнечное масло. Однако производители традиционно не спешат уступать в цене.
Что же касается мясной продукции, то ее подорожание следует объяснять спекулятивными действиями. В то время как закупочные цены на мясо снизились на 2-3 грн за кг, стоимость колбасных изделий возросла на 10 %. Эксперты склонны связывать это с спекуляциями и легкой паникой среди населения.
"Часть населения имеет панические настроения, и этим пользуются на всех рынках, - отмечает Александр Жолудь, эксперт Международного центра перспективных исследований. - Так происходит и на валютном, и на продовольственном рынках".
Представители розничных сетей "не для прессы" говорят, что траты населения на продукты в последнее время заметно снизились. В основном, украинцы покупают самые простые продукты, не особо тратясь на изыски. Поэтому колбасники в скором времени будут вынуждены сменить свои спекуляции на скидки. Хотя они и могут преподнести нам не слишком приятный сюрприз в преддверии нового года.
Трудности с финансированием бизнеса все-таки может отразиться на стоимости продовольственных товаров в следующем году, так как большинство аграриев живут в кредит. Кроме того, с повышением цен на газ подорожают и удобрения.
"Производители должны закупать удобрения и средства для защиты урожая от вредителей на следующий сезон, - говорит Мария Колесник, руководитель аналитической службы компании "ААА". - В связи с тем, что банки ограничили кредитование, а урожай продан еще не полностью, фермерские хозяйства испытывают нехватку свободных финансовых средств".
Поэтому следует ожидать, что в следующем году производители продовольственных товаров переложат увеличение собственных затрат на потребителей. Что, собственно, совсем не ново.
Владимир БОЙКО
(предоставлено порталом
"Фондовый рынок").