Номер 41 (937), 31.10.2008

ПЛИЗ, ЗАХОДИТЕ К НАМ В КРУИЗ

Все лето Одесса встречала и провожала круизные суда. В этом году наш город посетило второе по величине в мире судно. "Виктория", высококлассная английская яхта "Hebridean Spirit", теплоход "Рапсодия" и шести-восьмипалубники. И, возможно, на следующий год судов будет еще больше.

"КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ"

Круизный сезон в Одессе начался 23 марта 2008 года. Заявки на заход в Одессу подали 72 судна из Германии, Италии, Португалии, Турции, Финляндии и других стран.

- Пик судозаходов пришелся на последний месяц сезона, октябрь, - сказал начальник морвокзала Николай Маковецкий, - 23 судна. В августе - 12 судов, в сентябре - 14.

Самым крупным в этом году была 294-метровая "Королева Виктория". Теплоход с почти двумя тысячами пассажиров пришел в порт 24 сентября. "Королева Виктория" пришвартовалась к причалу, почти заслонив своим корпусом гостиницу "Одесса". С борта лайнера спустились 1900 туристов из многих стран Европы, Азии и Америки. Для гостей были поданы 36 автобусов, которые пришлось заказывать даже из области. Причем оказалось, что в Одессе нет гидов, способных провести экскурсии на японском или итальянском языках. Иностранцам было предоставлено несколько видов экскурсий.

- Мы выбрали обзорную, - говорит американка Луиза, - первый раз в Одессе надо постараться увидеть ее панораму. Впечатлила Потемкинская лестница. У вас много памятников, красивая архитектура. Молодцы, что сохранили свой старый город. Это так прекрасно. Жаль, что было мало времени. Я бы с удовольствием еще раз приехала.

У ларька с сувенирами толпился народ. Продавщица разговаривала на разных языках, работа научила. Больше всего туристам почему-то приглянулась матроска. Хорошо шли виды Одессы. А дама из Испании купила матрешку. Поражала активность и усердие старичков и старушек. Даже с тросточкой они не поленились вскарабкаться на Потемкинскую лестницу пешком, а не на фуникулере. Зато были наверху быстрее всех.

- Одесса - очень уютный город, - сказала Мари, - здесь так красиво. И люди улыбаются.

Автобусы с пассажирами организованно вернулись в назначенный час. Туристы расположились на балконах и махали людям, собравшимся проводить корабль-гигант. А когда раздался прощальный сигнал, пассажиры "Королевы Виктории" стали бросать на берег кепки, шарфики, платочки с логотипом "Queen Victoria".

АНГЛИЧАНЕ ЛЮБЯТ ОДЕССУ

Каждый приход круизного лайнера в Одессу - событие. И когда в августе у причала встала красавица английская яхта "Hebridean Spirit", зрители невольно потянулись к ней. Чуть больше парома "Каледония", яхта выглядела гораздо наряднее и праздничнее. Как и ее пассажиры - в белых рубашках и шортах, светлых платьях и соломенных шляпах. Всего прибыли в Одессу 76 человек.

- В нашей программе посещение Потемкинской лестницы, - рассказала гид, - места, где снималось знаменитое кино Эйзенштейна. Конечно, посетим храм на Соборке, восстановленный силами одесситов, и дворец Гагариных - Литературный музей.

Целых два дня гости знакомились с историей и современностью Одессы.

- Кроме музеев, мы посетили национальный ресторан, - признались Мишель и Элен, - в Одессе уже не первый раз. У вас очень гостеприимный город. И совсем не опасный, как говорят. Будто здесь надо держать кошельки при себе и опасаться за свою жизнь. Все очень мирно и радушно. Недаром ее называют Одесса-мама.

Возле трапа мы также встретили матроса Манело. Он широко улыбнулся при виде посетителей и принялся рассказывать о судне и его обитателях.

- Английская яхта уже прошла Турцию, Ялту, Севастополь, - посчитал по пальцам Манело, - В Стамбуле пришлось несладко. Были проблемы. В Украине все хорошо. Идем строго по графику. Потом - через Черное море в Варну. Пассажиры хорошие, англичане. Никто на теплоход не опаздывал. Я видел, как наш пассажир привел красивую женщину в свою каюту. Через несколько часов он вышел и проводил ее.

Пока мы говорили, на яхту поднялись еще несколько иностранцев. После бурного знакомства с Одессой надо было хоть немного передохнуть, даже от красивых женщин.

ПОРА РАСШИРЯТЬСЯ

В 2007 году в Одесский порт зашли 68 круизных лайнеров иностранных туристических компаний. В 2009 году их количество, несомненно, превысит 80. Однако, чтобы принимать большие суда, нужны определенные условия. Эти проблемы были обсуждены на I Международной конференции "BlackSeaCruise 2008", темой которой стали перспективы развития пассажирских перевозок и круизов на Черном море, инфраструктура портовых городов и пассажирских терминалов.

Представитель компании "MSC Cruises" Луиджи Пастена заявил, что ни один из портов Черного моря сейчас не в состоянии принять круизные суда длиной более 300 метров. Поэтому необходимо расширять пассажирский терминал для возможности посещения Одессы такими кораблями.

- Одесский порт должен иметь возможности для принятия больших круизных судов, - высказал мнение вице-президент компании Princess Cruises Брюс Крамрайн. - Мы хотим расширить практику работы в Средиземном море на Черноморском бассейне. Турбизнес в Одесском регионе будет развиваться лучше при выполнении трех условий. Первое - продвигать туристический бизнес и его развитие в этом регионе путем улучшения имиджа как всего Черного моря как туристического маршрута, так и каждого из портов на Черном море. Второе - необходимо добиться, чтобы каждый турист был обслужен по тому классу, на который он рассчитывал. И третье условие - расходы, которые турист будет нести в Черноморском бассейне, должны выдерживать конкуренцию с теми расходами, которые несут туристы в других морских бассейнах. Что касается, в частности, Одессы, то это один из самых процветающих и наиболее привлекательных портов Черноморского бассейна в настоящее время. И поэтому, я думаю, что одесситы и Одесса находятся в очень выгодном положении.

Также считает и вице-президент по коммерции компании Royal Caribbean Джон Терчек:

- Одесса "занимает ключевую позицию" среди других портов Черного моря. С точки зрения компании Royal Caribbean, Черноморский регион - очень хорошее место приложения энергии для компании в будущем. Но Одесский порт должен работать над тем, чтобы улучшить свою способность принимать суда больших размеров и, соответственно, улучшить свою инфраструктуру. Каждый порт должен составлять менеджмент-план для развития своей инфраструктуры. Одесса занимает ключевую позицию среди других Черноморских портов в плане обеспечения круизов на Черном море. Также Одесса удачно расположена, и сюда могут приезжать туристы из России, Украины и стран Восточной Европы.

ИНОСТРАНЦЫ ХОТЯТ

Не прочь сотрудничать с Южной Пальмирой и представители морских ассоциаций.

- Мы хотим расширить свою практику работы в Средиземном море на Черноморский бассейн, - сообщил Генеральный секретарь ассоциации "Medcruise" Хосе Кампос, - "Medcruise" рассматривает бассейн Средиземного моря неотъемлемо от бассейна Черного и Азовского морей, поскольку это единое водное пространство. Мы видим, как в бассейне Средиземного моря развивается работа нашей ассоциации, и теперь хотим расширить эту практику на порты Черного моря с тем, чтобы наладить их работу таким образом, как работают порты Средиземного моря.

Если смотреть по абсолютным цифрам, то рост туристического бизнеса в бассейне Черного моря происходит интенсивнее, чем в бассейне Средиземном. Однако общее развитие промышленности и развитие туризма несравнимы, и поэтому над этими проблемами необходимо работать, чтобы улучшить ситуацию в портах Черного моря для туристов, прибывающих на круизных судах.

Одесса является привлекательным центром, и в связи с проведением Евро-2012 примет много туристов - в этом нет сомнений. Но, с другой стороны, необходимо упорно работать и приложить усилия, чтобы улучшить свой имидж в мире.

Вице-президент ассоциации Medcruise Валерия Манджиаротти добавила, что конференция BlackSeaCruise - это удачная возможность для того, чтобы порт Одесса начал работать совместно с портами Средиземного моря на благо туристической отрасли и круизов.

Так что в развитии пассажирского терминала Одессы, как оказалось, заинтересованы многие иностранные компании, осталось дело за нами.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Фото автора.