Номер 39 (984), 9.10.2009
Несколько лет назад московские исследователи из центра социального моделирования предложили нескольким десяткам студентов ответить на вопросы анкеты: с каким песнями, видами жилья и транспорта, запахами, видами спорта и т.п., ассоциируется у них желаемое будущее. Мы провели такого же плана опрос среди одесских студентов. Результаты оказались достаточно любопытными.
ЖИЛЬЕ
Редкий случай почти что полного единодушия. Практически все, ответившие на вопрос, предпочли видеть себя в уютном, комфортабельном собственном особняке. Разница заключалась лишь в количестве этажей: половина предпочла дом из двух этажей, половина - из трех. Немногие из тех, кто предпочел все же городскую квартиру, видят ее состоящей из 5-8 комнат, в престижном районе города.
ПРОФЕССИЯ
Здесь ответы несколько более разнообразны, хотя безусловное лидерство остается за юристами, предпринимателями, менеджерами. Примерно каждый девятый предпочел государственную службу, но на уровне минимум руководителя городского масштаба. Примерно столько же назвали профессию моряка и деятеля шоу-бизнеса. Актеров, педагогов, врачей в этом списке не оказалось.
ВИД ТРАНСПОРТА
Однозначно лидирует автомобиль - более 60 %. Примерно в два раза реже встречается самолет. По два раза названы скоростной поезд и метро.
ДОСУГ
Проведение досуга даже в будущем ассоциируется с компьютером, телевидением, дискотеками, кино и спортом (именно в таком порядке). Как видите, фантазия в этом направлении будто застыла на уровне нынешнего дня. Впрочем, возможно, именно такой набор радостей жизни студентов устраивает в наибольшей степени. Если говорить о спорте, то это в первую очередь т.н. боевые искусства, что также достаточно показательно.
ПЕСНИ
Современная романтика в большой степени представлена англоязычными мелодиями, равно, впрочем, как и музыка для продвинутой молодежи, основанной на новейших технологиях.
Если говорить честно, то ответы, полученные на наши вопросы, несколько удручают прежде всего отсутствием каких-то ярких, нестандартных представлений о будущем. Создается впечатление, будто нынешняя ситуация нынешних двадцатилетних вполне устраивает и в принципе ничего иного, чем современный "джентльменский набор" им и не нужно. Но есть все-таки два вопроса, ответы на которые заставляют смотреть вперед более оптимистично.
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
Обычно молодые люди не слишком склонны к труду. Но в представлениях о будущем на первый план они выдвигают профессионализм, умение работать и организовывать свой труд, трудолюбие, понимая, что без этих качеств никакой карьеры не сделаешь.
ЗАПАХИ
Будущее - по мнению наших студентов - пахнет прежде всего дорогими духами, иногда жевательной резинкой. Но есть у всего этого набора и некое общее определение - свежесть.
Расспрашивал Андрей РАЙКОВ.