Номер 38 (1135), 12.10.2012
Совместный творческий беспроигрышный проект Одесского городского Дворца детского и юношеского творчества и Одесской региональной организации НСЖУ был инициирован с целью создания яркого фейерверка открытий: ставка делается на неиссякаемый потенциал талантливых людей разного возраста и социального положения. Пять номинаций позволяют проекту раскрывать новые грани у обычных людей, далёких от сцены, микрофона, специального образования - в состязании соревнуются поэты и прозаики, художники, дизайнеры, музыканты, фотографы.
Городской детский Дворец находится в здании Воронцовского дворца - памятника архитектуры XIX века, жемчужины Южной Пальмиры, потому юным поколениям, гостям города необходимо в доступной форме донести, сколько сделал для Одессы и региона генерал-губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов, правление которого в истории города объективно считают золотым веком Одессы. Именно при Воронцове Одесса стала Южной Пальмирой - вот об этом лучше всего рассказано во время экскурсии по залам дворца и вокруг здания.
Руководитель кружка "Изготовление сувениров" центра детского и юношеского творчества "Эврика" Светлана Владимировна Серкова- Божан в сфере профессионалов внешкольного образования заметно отличается новаторскими решениями и неиссякаемой динамичностью. Начавшийся учебный год - яркое тому подтверждение. Она - одна из участниц проекта "Воронцовская палитра", работы её воспитанников всегда берут гран-при на конкурсах любого уровня.
С Одесским городским Дворцом детского и юношеского творчества "Эврику" связывает давняя творческая дружба и сотрудничество - это масса совместных конкурсов, выставок, презентаций. Светлана Владимировна решила расширить границы сотрудничества, и ей это мастерски удалось.
Педагог уверена, что так начинать учебный год как в "Эврике", - должно стать доброй традицией и в других детских учреждениях, приобщая детей к духовно-патриотической инициативе.
И детвора разного возраста, и их родители, и педагог с неподдельным интересом побывали на экскурсии, совершив увлекательное путешествие в Воронцовскую Одессу: её традиции, нравы, достижения, удивительные открытия - обо всём гости из "Эврики" узнали в таком родном и близком Одесском городском Дворце детского и юношеского творчества.
Гости из "Эврики" возле белого камина
в Голубой зале:
Светлана Владимировна Серкова-Божан с родителями Лидией Михайловной Стащенко, Анжеликой Леонидовной Харкевич и юные дизайнеры Виталина Смирнова, Наташа Кирепко, Алина Рагимова, Настя Левицкая, Алина Мифодиева, Никита Харкевич.
Большой интерес вызвали две экспозиции - "Основоположники Южной Пальмиры", "Воронцовская Одесса".
Почему 1-й этаж, парадный, гостевой, делился на 3 части: отдельно заходил во дворец Воронцов с семьёй и европейцы (эта часть называется портик с дорической колоннадой), через застеклённый цветущий зимний сад в свой Турецкий кабинет заходили купцы с Востока, а со стороны Приморского бульвара простые горожане через свой вход приходили на приём к генерал- губернатору в Парадную залу.
10 апреля 1854 года (русско-турецкая война) при обстреле города в здание дворца попало 10 ядер. Два так и остались - одно в стене внутри Буфетной залы, другое - снаружи, в колонне, на соединении Буфетной и Белой зал.
Почему у львов, которые находятся перед портиком,
отрублены хвосты и положены между задними лапами, где у
Воронцова был красивый мраморный фонтан, благодаря чему казна
Одессы по величине была третьей в Российской империи после
Москвы и Санкт-Петербурга, что служило сигналом для горожан -
будет приём у генерал-губернатора или не будет, где находился
дивной красоты застеклённый зимний сад, какой случай (это
исторически доказанный факт) подсказал итальянскому архитектору
Ф. Боффо в роскошной Белой зале часть потолка сделать в виде
веера, точь-в-точь передав рисунок веера супруги Елизаветы
Ксаверьевны, где у Воронцова находился служебный корпус, 2-
этажный флигель, 2 пушки, взятые графом под Варной и подаренные
государем Александром I, картины каких художников составляли
живописную коллекцию Воронцовского дворца - обо всём этом в
доброжелательной и гостеприимной атмосфере гости из "Эврики"
узнали от сотрудницы этого детского учреждения Алёны Сизовой.
Алёна Сизова - автор 35 книг, 80 печатных материалов о работе Одесского городского Дворца детского и юношеского творчества, проекта "Воронцовская палитра", методики проведения экскурсии "Одесский Воронцовский дворец - памятник архитектуры XIX века, жемчужина Южной Пальмиры", набора открыток "Одесский Воронцовский дворец".
...Восприятие дворцовых интерьеров построено на контрастном впечатлении. До сих пор в убранстве интерьеров Одесского Воронцовского дворца отчётливо слышатся мелодии полонезов, церемониальных маршей, военных парадов, восточные напевы, музыка средневековья; звучит мелодия мазурки - танца любви и рыцарской удали, молодые генералы царили не только на бранном поле, но и на балу - в орнаментальных мотивах зал и гостиных присутствует особая атмосфера - это удивительное сочетание величественности, торжественности и неиссякаемого гостеприимства - всё это прочувствовали за время экскурсии гости из Европы - бывшие воспитанники дворца: Анатолий и Андрей Михайловы (г. Вена), Юрий Василишин и Станислав Орлов (г. Берлин), Михаил Святкин и Андрей Валевский (г. Рим).
Им пришлась по душе концепция творческого проекта "Воронцовская палитра". За оригинальность, демократичный подход, объективность в выборе конкурсантов для проекта, за интересную и достойную экскурсию автору проекта Алёне Сизовой вручили миниатюрный талисман, символизирующий 9 муз, искренне говоря: "Пусть уровень "Воронцовской палитры" всегда соответствует только высшей пробе!"
Фрагмент интерьера Белой залы.
Неотъемлемой частью изысканной Белой залы являются пекинские (китайские) кресла, которые по-особенному создают атмосферу уюта, доброжелательности и гостеприимства Воронцовского дворца.
Одну из стен украшает экспозиция "Основоположники Южной Пальмиры", вклад которых в историю, экономику, культуру, искусство достойно оценивают и чтут благодарные одесситы.
Паркет. Прекрасный паркет из нескольких пород ценного дерева - идеальная имитация паркета времён Воронцова.
Старинный фонарь XIX века.
В XIX веке доминирующей формой уличного освещения стали газовые фонари. Ранние газовые фонари ещё требовали присутствия фонарщика, но в конечном итоге были разработаны системы, которые позволили зажигать фонари автоматически.
...Вот и поставили, глядя на ночь,
Навстречу звёздам - большой фонарь...
И удивляются синие звёзды,
Зачем нам старинные фонари,
Им не понять: нужен свет до зари...
...Старинный фонарь XIX века времён Воронцова - трогательный
и загадочный автограф старины, продолжающий мягко освещать
территорию портика с дорической колоннадой:
"Воронцовская палитра" стремится быть неординарным, востребованным, впечатляющим проектом. Это сложно, но удаётся: впереди презентации трёх книг на социальную тему, фотовыставки художников, презентация необычного календаря, выставка дизайнерских работ.
Лорина МАЛЫШ.