Номер 38 (1034), 1.10.2010
Международный день музыки был учрежден 35 лет назад, 1 октября 1975 года, по решению ЮНЕСКО и с тех пор традиционно отмечается в первый день осени. В этом году этот праздник, как, собственно, и весь музыкальный 2010 год, проходит под знаком 200-летнего юбилея великого польского композитора Фридерика Шопена. Наша газета уже посвятила этой дате несколько публикаций (см. "Порто-франко" от 20 августа и 10 сентября), однако шопеновская тема поистине неисчерпаема, что мы хотим продемонстрировать и этой подборкой.
ЛИЧНОЕ
Так утверждает наш известнейший пианист, заслуженный артист Украины Алексей Ботвинов.
- Я бы сказал, что Шопен - это душа рояля. То, как он раскрыл возможности этого инструмента, не удавалось, по-моему, никому ни до, ни после. Вполне естественно, что любой человек, который играет на рояле хотя бы пару лет, это инстинктивно чувствует. Шопена очень хочется играть. Он очень разный, невероятно разнообразен в своем творчестве. Большинство людей, знающих о Шопене, так сказать, в первом приближении, ассоциируют его имя с вальсами, но впечатление это очень обманчивое. Вальсы - это верхушка айсберга по имени Фридерик Шопен.
Вполне понятно, что я уже в третьем классе пытался играть Шопена. Играл его затем со сцены, поскольку с 11 лет выступал в концертах. Играл, играл, играл и лет в 14 перестал. Хотя, казалось бы, в этом возрасте у меня уже не было технических проблем, но, как музыкант, который сам себя осознает, я понял, что совершенно не готов его играть публично...
Я стал играть Шопена на сцене осознанно только через 20 лет. Все дело в том, что прежде я никак не мог уйти от клише: как должно якобы играть Шопена, точнее, от той традиции, которая восходит к Артуру Рубинштейну. Этот стиль считается обязательным, и на любом конкурсе музыканта оценивают по тому, как он играет Шопена, подражая Артуру Рубинштейну. Что, конечно же, нелепо.
В свое время я стажировался в Московской консерватории у профессора Веры Горностаевой, которая считалась в Советском Союзе пианисткой "номер один". И все равно она просила играть Шопена, отталкиваясь от традиции, идущей от Рубинштейна. Меня это раздражало, и теперь я понимаю, почему. Все дело в том, что научить исполнять шопеновские произведения сложнее, чем сочинения любого другого композитора. Если говорить о форме, то Шопен очень свободен в построении фразы. И если этому учить буквально, то ничего не выйдет. Каждый музыкант должен сам обрести своего Шопена.
К счастью для себя, я рано понял, что "мой" Шопен пока еще не вызрел, потому так долго его и не играл. Но как только я почувствовал в себе какие-то ростки собственного, а не заемного понимания, то сразу захотелось его играть. Что я и делаю с огромным наслаждением...
Каков он, "мой" Шопен?
Мне кажется, что он - немного более суровый и аскетичный, как это принято считать, и начисто свободен от каких-то сахарных вещей и реверансов. В нем больше обостренной чувственности и страданий. И такой Шопен стал одним из моих самых любимых композиторов, я играю его так, как будто с ним разговариваю. Это попытка диалога на равных. О чем мы ведем беседу? О несправедливости мира. На мой взгляд, это основное, что есть в его музыке. С одной стороны, музыка Шопена - невероятно красива, в ней отражена красота чувств, но, с другой, понятно, что такая красота - неосуществима.
Его ноктюрны мне никогда не надоедают. Их можно играть каждый день, всякий раз находя нечто новое. А баллады - это вершина его творчества. Они очень трагичные и очень разные. Я бы уподобил их кинофильму: за 10-11 минут перед нами проходит большое трехчасовое кино о жизни. И чувствуется, что ни одну ноту нельзя никуда передвинуть. Совершенство просто божественное...
Если говорить о других исполнителях, то мне больше всего импонирует польский пианист Кристиан Циммерман. Он играет Шопена очень умно и очень современно. Циммерман собрал оркестр из польских музыкантов, и они - без дирижера - записали Первый и Второй концерты Шопена; по-моему, это лучшая запись из всех, какие я слышал...
Я не раз играл Шопена в Польше, в общей сложности дал на родине гения около 30 концертов. Некоторые музыканты опасаются исполнять Шопена на его родине; ведь для поляков он - больше, чем земляк, он для них - живой. Но я этого никогда не боялся. Да, польские слушатели очень ревниво относятся к исполнению шопеновской музыки, но зато у них нет такого снобизма по отношению к Шопену, как, к примеру, у австрийцев в отношении Моцарта. Я вообще очень высоко ценю польскую публику. Она хорошо в музыке разбирается, не зацикливается на каких-то стандартах интерпретации, с интересом воспринимает новое. После каждого концерта ко мне подходили люди и говорили с полным знанием дела о моей интерпретации. Порою спорили, доказывали свою правоту. Но все это уважительно и со знанием дела...
Я всегда восхищался тем, как поляки относятся к Шопену. Его именем назван главный аэропорт Польши. И я, когда бываю там, всегда думаю, как было бы здорово, если бы в Москве, скажем, назвали аэропорт именем Рахманинова. Да, по первому ощущению это звучит, как бред, но почему? Во всем мире Чайковский, Рахманинов, Достоевский, Толстой - это своего рода бренды России. У поляков такой бренд - Шопен. И они правильно его позиционируют. А у нас, как всегда, культура находится на втором, третьем, а то и на четвертом плане. В этом отношении неплохо было бы брать пример с Польши.
Примечание. Алексей Ботвинов много лет сотрудничает с Цюрихским балетом в качестве приглашенного солиста-пианиста. В конце августа там состоялась премьера балета "Ноктюрны Шопена", приуроченная к юбилею музыканта. Ботвинов в этом спектакле играет шесть ноктюрнов. Оригинальное представление получило хорошие рецензии, и у Цюрихского балета возникла идея создать еще один балет на музыку Шопена.
ОТКРЫТИЕ
Выпускник Одесской консерватории Константин Котельников в середине 1990-х переехал в Санкт-Петербург, где пел ведущие теноровые партии в знаменитом Михайловском театре, выступал в спектаклях еще более прославленного Мариинского театра, с успехом гастролировал. А несколько лет назад Константин создал собственное концертное агентство, в котором выпускает оригинальные программы. В одной из таких программ артист исполнил редко звучащие у нас песни Шопена, причем на языке оригинала.
История появления этой программы весьма любопытна.
Началось с того, что в Петербурге после длительной реставрации открылся музей-квартира поэта Гаврилы Романовича Державина. Собственно, это не квартира, а дворец, и дирекция музея справедливо решила, что в таком роскошном месте грех было бы не устраивать концерты классической музыки. Однако долгое время в музее не было рояля, пока, наконец, пользуясь слабой осведомленностью дирекции в подобных вещах, музею, что называется, втюхали инструмент начала XIX века, практически шопеновских времен.
Как музейный экспонат этот рояль был замечателен, но его использовать, как концертный инструмент, практически невозможно, потому что, в отличие от скрипок, рояли очень недолговечны, и рояль, прослуживший полвека, можно спокойно отправлять "на пенсию".
И вот получилось, что рояль купили, а что с ним делать, - непонятно. Узнав об этом, Константин придумал устроить вечер, в программу которого вошли романсы Глинки и Шопена. Программа называлась "Великие современники", поскольку оба композитора жили в одно время, и сразу же привлекла к себе внимание прессы. Хотя, как шутит Константин, "телевидение прибежало снимать не меня, а рояль". Но и слушательский интерес оказался немалым, так что с этим концертом певец выступал несколько раз.
Программа К. Котельникова до известной степени экзотична, поскольку вокальные произведения Шопена исполняют крайне редко - не сравнить с инструментальными. Певец исполнил восемь сочинений, это примерно половина тех, что написал Шопен. Чтобы адекватно передать замысел автора, Константин отказался от перевода и упорно работал над произношением с преподавателем польского языка.
К. Котельников - не только исполнитель и менеджер, также он учит будущих педагогов пониманию музыки, а с недавнего времени является редактором музыкального издательства, для которого, в частности, готовит интересные сборники. Один из таких сборников будет называться "Песни Шопена"; в него составитель включил те произведения, которые исполняет сам, и написал для книги вступительную статью. Этот сборник выйдет в 2011-м году, и Костантин Котельников рассчитывает таким образом привлечь более широкое внимание к вокальному наследию гениального польского композитора.
ОТ ВСЕЙ ДУШИ
Наши публикации, посвященные Году Шопена, вызвали немало читательских откликов. Ниже мы публикуем некоторые из них.
Еще во время учебы в музыкальной школе я, будущий биолог, задумалась о таинстве творчества: о том, как рождались удивительные произведения Шопена, где нет лишних нот, зато есть самое главное. Уже значительно позднее родственники подарили мне на день рождения роман польского писателя Ежи Брошкевича, посвященный композитору, и книга мне во многом помогла представить себе, как это могло происходить. Роман под названием "Образ любви" написан в 1950 году, однако такое ощущение, будто автор присутствовал среди персонажей начала девятнадцатого века в Польше.
Столь талантливо, как Ежи Брошкевич, никто другой не описал внутренние монологи Шопена, порывы его души, еще в детстве нашедшей свое воплощение в музыке: "Мир, о котором пан Моцарт написал свою музыку, очень хорош. Левая рука движется ровно и спокойно, мелодия светлая - значит, звук тоже должен быть светлым. И все, что происходит в мелодии, надо сыграть весело, с тем же спокойным, добрым чувством, какое ты испытываешь сейчас у самого уютного окна гостиной. Фрицек закрывает глаза. Вот если бы ему удалось сказать все это от своего имени - сказать с помощью рояля, что нынешним вечером ему хорошо и уютно, что (как иногда говорит мама) мир очень хорош. Кончики пальцев словно набухают тоской по клавишам. Осторожно ступая, чтобы нечаянным звуком не всполошить тишины дома и своих мыслей, Фрицек подходит к роялю".
Излишне говорить, что писатель прекрасно знает историю Польши и Европы в целом, подробно рисует обстановку, в которой формировался талант Шопена, "польского Моцарта", как его называли. А как остроумно Брошкевич высмеял аристократические салоны, как вдохновенно описал народные мелодии Мазовии, которые восхищали композитора и возникали потом в его произведениях! "Все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. Я это люблю, но не при таких жестоких обстоятельствах. Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано", - писал Шопен в одном из писем Юзефу Эльснеру. И роман "Образ любви", и письма Шопена нужно бы чаще переиздавать, ведь такое чтение приближает к пониманию шопеновского наследия...
Татьяна ПИРОЖКОВА.
В начале девяностых я с огромным удовольствием смотрел фильм Эфраима Севелы "Ноктюрн Шопена", где вся интрига разворачивается на фоне самого популярного шопеновского ноктюрна, который играет молодой еврейский пианист (Леонид Майзель). Его возлюбленную играла юная тогда Алла Клюка - на пике мастерства играла, на пределе искренности. Более трепетного, чувственного кинопроизведения даже припомнить не могу. И до какого же уровня скатилось наше киноискусство, если сегодня невозможно даже вообразить себе съемки фильма с названием "Ноктюрн Шопена" либо "Соната Моцарта", "Симфония Гайдна"... А чувственность, по мнению наших уважаемых кинорежиссеров, это непременно бесстыдство и натурализм. Любовь и музыка соединяют героев, а весь мир против их счастья, но музыка вечна...
В Год Шопена, думаю, было бы очень уместно организовать киновечера с показом этого произведения Севелы, это будет и данью памяти режиссера, по скорбному совпадению ушедшему из жизни именно в этот юбилейный год.
Павел ГОЛОВАЦКИЙ.
О своем отношении к музыке Шопена рассказывает консул Генерального консульства Республики Польша в Одессе Адам Адамчук:
- Шопен - настоящий гражданин мира, музыкант, известный всей планете. Его музыка звучит в Азии, Европе, Африке... Но у поляков отношение к нему особое, личное. Если у меня ухудшается настроение, я знаю, как его поднять: ставлю записи Шопена, тихо слушаю, и ко мне возвращается юмористическое восприятие мира, плохие вибрации отступают...
Совершенно очевидно, что наше Генеральное консульство самым активным образом участвует в проведении мероприятий в честь 200- летия нашего великого земляка. Мы помогали готовить шопеновские концерты в Измаиле в начале февраля. В Харькове 31 мая состоялся прекрасный фортепианный концерт, на котором играл музыку Шопена Юрий Кот. С большим успехом прошли концерты в Одессе 8 и 9 апреля.
Есть, конечно, планы и на оставшиеся месяцы года, но пока что обо всех говорить не стану, боюсь пообещать и не сделать. Могу лишь сказать, что планируется в Одессе концерт лауреатов Шопеновского конкурса, на который приедет наш знаменитый композитор Кшиштоф Пендерецкий. Это событие будет приурочено ко Дню независимости Польши, который отмечается 11 ноября. Пендерецкий также проведет мастер-класс со студентами Одесской музыкальной академии. Ведь композитор, несмотря на солидный возраст (скоро ему исполнится 77 лет), продолжает преподавать в Bаршавской музыкальной академии имени Шопена. Задуман проект, предполагающий творческое содружество Одесского театра оперы и балета с оперным театром города Лодзь. Это, скорее всего, будет балетная постановка по роману Владислава Реймонта "Земля обетованная" (если помните, Анджей Вайда создал фильм на основе этого произведения).
Вообще, Год Шопена - прекрасный повод, чтобы освежить сотрудничество, осуществить совместные проекты...
Примечание. Если осуществится планируемый приезд в Одессу Кшиштофа Пендерецкого, это станет грандиозным событием в культурной жизни не только нашего города, но и всей Украины. Ведь этот мастер считается одним из крупнейших композиторов современности. Его сочинения исполняют ведущие оркестры и музыканты мира. Музыка звучит и в кино - в фильмах таких знаменитых режиссеров, как Анджей Вайда ("Катынь"), Стэнли Кубрик ("Сияние"), Уильям Фридкин ("Экзорцист"), Мартин Скорсезе ("Остров проклятых"). Приезд такого мастера (а мы очень надеемся, что он осуществится) станет апофеозом Года Шопена в Одессе.
Подготовили Александр ГАЛЯС и Мария ГУДЫМА.