Номер 37 (933), 3.10.2008
К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА
В начале лета в нашей газете была опубликована беседа с Виктором Аксанюком - начальником управления департаментом рекреационных комплексов и туризма Одесского горисполкома "Туризм поднимается в гору". Но цыплят следует считать по осени. И успехи и проблемы в сфере туристических услуг тоже лучше обсуждать в конце туристического сезона. Поэтому в год, объявленный Годом туризма, было решено снова вернуться к этой теме. На этот раз мы обратились к человеку тоже непосредственно связанному с туризмом, но имеющему возможность взглянуть на все проблемы и достижения в этой сфере услуг с другой стороны. Этот человек - Александр Леонтьевич ГРАБОВСКИЙ - президент Одесской Ассоциации туроператоров и агентств. (Справка. ОАТА - это общественная организация, объединяющая на добровольной основе более 30 предприятий турбизнеса Одессы и региона, а также ряд гостинец). Если кратко сформулировать суть нашей беседы, то она сведется к двум вопросам: действительно ли "туризм поднимается в гору", и если поднимается, то движется ли он по торной дороге или петляет туристскими тропами.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О "ЗАМОРОЧКАХ"
- Сейчас распространился так называемый интернетный туризм. Все нужные сведения находят в интернете, и через мировую сеть бронируют места в гостиницах. Получается дешевле.
- Но наши турагентства могут не только забронировать туруслуги за рубежом, они также помогают туристам оценить, как выгоднее и надежнее приобрести эти услуги, и могут предупредить о тех "заморочках", с которыми наш турист может столкнуться за рубежом.
- Какие "заморочки" ожидают интуриста в Украине?
- Особых проблем для интуриста в Украине не возникает. Их проблемами занимаются специалисты. А вот у самих турфирм проблем масса. Никаких преференций у них нет, они платят такие же налоги, как фирмы, торгующие сигаретами или спиртным. При этом несут ответственность и за качество обслуживания, и за здоровье туристов. Проблемы порой вырастают на ровном месте.
То очередная комиссия требует ввести кассовые аппараты и чековую систему, как у торговой организации, то приходится исхитряться, чтобы принять интуристов, прибывших на судне, потому что для такого случая турфирма должна иметь весьма приличное страховое обеспечение - оно заложено в договоре. Но ни одна страховая компания Украины такое обеспечение не дает. За кражу имущества, за поломанную на плохой мостовой ногу тоже отвечает турфирма. Не было случая, чтобы платил тот, кто должен, то есть государство, и турфирме волей-неволей приходится поддерживать свой престиж. Наша Ассоциация не только отстаивает права туристических организаций, но и пытается внести коррективы в далекий от совершенства закон о туризме.
- Вы отбиваете хлеб у Министерства культуры и туризма?
- Закон о туризме в Украине основан не на лучших примерах. В странах, живущих за счет туризма, туризм как одна из основных отраслей получает существенные льготы для развития. Например, в Хорватии и Черногории туризм сейчас развивается, опережая другие сферы. Или, скажем, Тунис. Он еще недавно был черной дырой на туристической карте мира. А теперь... Туризм в Тунисе - одно из самых цивилизованных направлений. В пустыне возникают оазисы, на голых песчаных берегах вырастают такие отели, которые нам пока и не снились. В Турции деревушка Анталья давно превратилась в роскошный курорт. Украина же взяла пример с других стран, которые занимаются туризмом как бы в числе прочих дел. Но туризм и в Украине может быть одной из ведущих отраслей хозяйственной деятельности.
КАК ПРОДАВАТЬ ВИД НА БОЛЬШОЙ ПРОВАЛ?
- Каков, с вашей точки зрения, должен быть удельный вес туризма в общехозяйственной деятельности страны?
- Однозначного ответа у меня нет. Украина большая страна с разными климатическими условиями, а значит, с разными условиями для туризма. Если говорить только об интересующей нас с вами Одесской области, то туризм сегодня здесь связан с морем, с пляжами, а значит, в нашем регионе он носит сезонный характер. Но я убежден, что в Одессе он может и должен быть круглогодичным. Одесса сама по себе как объект не может не быть привлекательной для туристов. В ней на маленькой площади сконцентрировано огромное количество архитектурных шедевров. В Одессе достаточно приятный климат. Хорошо развита ставшая на ноги индустрия развлечений. Но уважающий себя человек всегда смотрит по сторонам, по какой дороге он едет, по каким тротуарам ходит, в каком состоянии находятся памятники архитектуры, которые ему предлагают лицезреть, и, простите, в каком состоянии находятся наши туалеты. У туриста возникают вопросы, на которые мы не можем ответить, не краснея. В общем, в первую очередь для успешного турбизнеса необходима отлаженная инфраструктура.
- Остап Бендер умудрялся торговать видом даже на Большой провал. А что сегодня делается для привлечения туристов?
- Туристические организации Одессы и сегодня предлагают достаточно качественный туристический продукт. Если экскурсовод четко знает свой маршрут и может показать туристу лучшее, увлечь его, то у туриста останется самое благоприятное впечатление от поездки. И ни туристы прошлого сезона, глотавшие пыль на Екатерининской площади, ни туристы нынешние, прогулявшиеся по Приморскому бульвару, не унесут от Одессы впечатления, как о пыльной стройке. Но в этой связи хотелось бы задать вопрос тем, кто устраивает все эти катаклизмы, эти стройки, ремонты, вроде бы не зная, что туристический сезон начинается в начале мая. Безусловно, реставрация, приведение города в порядок - цель благородная, кроме того, способствующая привлечению туристов. Но делаться это должно к началу открытия туристического сезона, а не к каким-нибудь другим датам.
А что касается привлечения туристов, то турфирмы, работающие на прием, делают большие инвестиции в информационное представление города. В этом участвуют и заинтересованные представители ресторанного бизнеса, словом, все те, кто зависит от притока средств от турбизнеса. Наша Ассоциация выпускает высококачественную полиграфическую продукцию, это наша инвестиция в раскрутку города. Вот, например, подробный путеводитель на русском и на английском языках. Выпускаем информационный справочник по Одессе, который килограммами раздаем на международных туристических выставках. Этот справочник представлял Одессу на встречах губернаторов, на Днях Одессы и области в Париже, в Швейцарии. Мы выпустили и более скромный "Мини-гид" для не очень состоятельной публики, но в нем тоже есть все об Одессе. Сейчас подготавливаем каталог туристических ресурсов Одессы и Одесской области, ведь у нас и морское побережье, у нас и степные ландшафты, у нас и сосновые реликтовые леса, не говоря уже о нашей Венеции - Вилково, куда приезжают иностранцы. Ассоциация каждый год разрабатывает новый маршрут по области, например, в болгарское подворье, на страусиную ферму... То есть нас интересуют маршруты, связанные и с культурным наследием, и с историей, и с этнографией, и с природными ресурсами, которыми богата Одесская область. Новый маршрут мы обычно открываем на Международный День туризма. Например, в прошлом году туркомпания "Веселка" разработала маршрут в село Петровка, где есть старинный замок Курисов - это замок известной греческой семьи. Есть там и интересный православный храм. Там же заповедная степная зона. И на этот год мы подготовили новый маршрут.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС МОЖНО СТРОИТЬ И НА ПЕСКЕ, ЕСЛИ: ОН МОРСКОЙ И ЧИСТЫЙ
- Вы сказали, что сегодня Одесса в первую очередь привлекает пляжами. Но большинство пляжей в отвратительном состоянии. Моя знакомая, приехавшая из России с маленькой внучкой, побывав на Лонжероне, в Аркадии и в Лузановке, дорога на которую произвела на нее жуткое впечатление, побежала и поменяла билет, решив уехать на неделю раньше. Относительно примирил ее с жизнью пляж Ривьера.
- Проблема пляжей существует. Каждый год начинается со споров о том, насколько чистое наше море. Эти споры "подмачивают" репутацию Одессы как курорта. То, что сделано, - это песчинка на одесском сорокакилометровом побережье. Есть два- три пляжа, та же Ривьера, пляж Совиньон, например, но, сколько их на весь город и насколько они доступны? Я имею в виду и стоимость, и дорогу к пляжу.
- Мимо спуска на пляж Ривьера транспорт идет только в направлении города, а из города можно доехать городским транспортом лишь до 12 станции. А оттуда идти пешком к спуску с высокого обрыва, а потом в жару подниматься вверх. Моя знакомая заказывала машину на пляж и обратно, ей это обходилось 80 гривен в день. Дешевле поселиться прямо у моря где-нибудь в Турции. Кстати, какой процент пляжей должен быть платным?
- У нас, как и за границей, платят не за вход на пляж, а за услуги. И качество пляжа - это качество не только песка и морской воды, это качество предоставляемых на нем услуг - отдыха, нормального размещения, обслуживания, питания, очистки мусора... Качество пляжа зависит и от того, как осуществляется намывка песка, который съедается морем. Здесь нельзя допускать оплошностей. В свое время наставили волноломов, теперь не знаем, что с ними делать.
И еще. Сорок километров морского побережья - это сорок километров государственного и народного богатства. На нем нужно возводить отели, курортные комплексы, которые приносили бы доход стране. А вместо этого, как грибы, на побережье вырастают частные коттеджи, дачи... Богатство разбазаривается.
"...КАК ГОСУДАРСТВО БОГАТЕЕТ, И КАК ЖИВЕТ, И ПОЧЕМУ НЕ НАДО ЗОЛОТА ЕМУ,
КОГДА ПРОСТОЙ ПРОДУКТ ИМЕЕТ"
- Прошу прощения за длинную цитату, но она имеет прямое отношение к нашей беседе. Какую долю в городском бюджете должны составлять отчисления от туризма?
- Не знаю, но думаю, что серьезным вкладом было бы 15 %. Пока мы катастрофически далеки от этой цифры. С другой точки зрения, туризм приносит городу пользу уже сегодня. Каждая гривна, зарабатываемая в туризме, это еще 4 гривны, зарабатываемые в смежных отраслях. Но как достичь этих 15 %? У нас есть ряд хороших гостиниц. И есть большое число частников, которые и зимой, и летом предоставляют гостям города жилищные услуги. Я не за то, чтобы давить их активность суперпоборами. Наоборот, их нужно поощрять и дать возможность легально работать, взимая с них небольшую плату, ну хотя бы в виде единого налога - 50-70 гривен. Это освободит людей от поборов, взимаемых "крышующими". Для этого следует аттестовать то жилье, которое они предлагают приезжим, и составить муниципальный реестр частного жилья, которое мы можем, не роняя престижа города, предлагать туристам. Этот реестр нужно повесить на городской сайт. И создать специальную информационную службу, которая могла бы сориентировать приезжих где, что сдается и за сколько, как туда проехать. Мы уже 4 года боремся за это, но пока такая служба есть только в крошечном Вилково. В Одессе Ассоциация могла бы это взять на себя, пусть город только выделит помещение.
- Вместе с тетями и дядями, сдающими жилье, под вокзалом стоят местные чичероне, предлагающие свои, подчас сомнительные, экскурсионные услуги.
- Уже давно необходимо было заняться вопросом "диких" гидов. Вообще, должен быть контроль над аттестацией экскурсоводов. И тех, кто пройдет строгую аттестацию, снабдить бейджами единого образца, наличие которых будет являться гарантией качества.
Город, который может стать туристической Меккой, должен выделять деньги на развитие туризма. Только в этом случае он может рассчитывать на хороший доход от турбизнеса в будущем. В первую очередь нужно помочь турфирмам достойно представлять Одессу на международных выставках. Не сравнить положение наших турфирм с тем, как выглядят на турвыставках фирмы, представляющие Крым, какие площади на выставках они занимают благодаря поддержке правительства Автономной Республики. Там в бюджет закладываются специальные средства, возвращающиеся сторицей по итогам года. Большую пользу могут также принести пресс-туры и поездки наших и иностранных специалистов турбизнеса по области. Этим уже начала заниматься и городская администрация.
- Итак, подытожим, что необходимо сделать, чтобы Одесса стала туристической столицей?
- В первую очередь надо подумать о качестве воды, питьевой и морской. Без этого нет и не будет туризма такого уровня, на какой Одесса имеет право. Необходимо привести в порядок одесский раритетный центр, который является поводом для приезда туристов, в том числе тех, кто занимается архитектурой, искусством. Нам нужно стать привлекательными для богатых туристов, которые привезут деньги в наш город, а что может привлечь их? Вылизанный город, красивый, как на рекламной открытке. В этом заложен потенциал круглогодичного туризма в Одессе. Туризм должен стать одесским национальным проектом. В чистом городе с хорошими мостовыми и тротуарами, с чистыми дворами и пляжами, с чистой питьевой и морской водой заинтересованы и граждане Одессы. Этот проект должен стать ведущим в каждодневной работе городского головы и всех городских служб. Нам не стоит ждать, пока нашими проблемами займутся крупные зарубежные корпорации. Проблемы нужно решать своими силами, стимулировать отечественный и прежде всего местный турбизнес, для того чтобы деньги от туризма оставались в Одессе и работали бы на наш город. У нас есть желающие вложить деньги в турбизнес, скажем, построить гостиницу. А новая гостиница, на какой бы разухабистой улице она ни появилась, - будет обозначать, что и территория вокруг нее будет приведена в порядок. Но попробуй, получи разрешение...
От туризма может кормиться весь город, а хорошо и комфортно в нем будет житься и всем одесситам.
Беседовала Елена КОЛТУНОВА.
Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО.