Номер 37 (782), 23.09.2005
Крокодил это разрушительная прожорливость. Он исполнитель кары Божьей, повелитель воды и земли, жизни и смерти. Европейцам эти животные внушали чувство враждебности и безотчетного ужаса. Плутарх (46-120 гг. н.э.) считал, что крокодил был объектом культа в Египте, поскольку обладал способностью передвигаться беззвучно и видеть с закрытыми глазами (древние принимали прозрачные мембраны, оберегающие глаза крокодила под водой, за веки).
Средневековые баснописцы использовали образ крокодила как аллегорию лицемерия; они полагали, что крокодил плачет, когда ест свою жертву ("крокодиловы слезы"). Везде, где крокодил был привычным животным, он вызывал почтительный страх как создание подземных и оккультных сил, властвующих на земле, в воде и загробном мире.
Во времена Древнего Египта крокодила называли ужасом Нила и он считался символом могущества государства. В египетском религиозном искусстве смерть часто изображается в виде крокодила; город Крокодополис был назван в честь крокодилообразного бога плодородия Себека. Более устрашающим существом был Амамет, который крокодильными челюстями откусывал головы грешников; бог Сет принимал облик крокодила перед ежегодным пожиранием своего брата Осириса...
Если хотите напрямую пообщаться с этим символом хищности, прожорливости и зубастости, то поспешите посетить Одесский цирк, где демонстрируется единственный в мире аттракцион "Дрессура и гипноз", главный в большой разнообразной программе международного цирка.
Укротитель из Франции мастер КАРАХ-КХАВАХ (по облику и одеянию восточно-африканского происхождения) именуется в программе Королем аллигатров и питонов. Думается, что маэстро заслуживает этого титула без кавычек. 5-метровые аллигаторы неторопливо передвигаются по манежу, волоча бревнообразные хвосты. Они спокойно преодолевают барьер (никакой преграды от зрителей не существует) и вдруг, повинуясь мановению руки дрессировщика, застывают, как каменные изваяния, в каких-то сантиметрах от сидящих в первом ряду. Далее укротитель раздвигает челюсти самого крупного аллигатора (74 намертво смыкающихся зуба, сила сжатия 7 атмосфер) и погружает туда свою голову...
Заметим, что таких крупных рептилий и в таком количестве (8 крокодилов) на арене нашего цирка никогда не было.
Маэстро представляет еще много змей: питонов (впервые на манеже сетчатый питон, достигающий в естественных условиях 10-15 метров и 200-250 килограммов), одну из самых опасных змей парагвайскую анаконду...
В программе задействованы еще два выступления с животными. Дрессированных пуделей привезла из России Анна Степаненко, из названия "Тетушка из Бразилии" нетрудно догадаться, что Юлия Кравченко (Украина) покажет "много, много диких обезьян".
Открывает программу по традиции выступление воздушных гимнастов. Номер "Воздушная карусель" в исполнении обладателей "Серебряного клоуна" в Королевском цирке Ирландии артистов из Румынии Инги и Ника Киру каскад сложнейших полетов. Румынский же гастролер Рафаэлло познакомил посетителей цирка с не столь часто встречающейся игрой с диаболо манипулированием катушками, взлетающими на шнурах.
Практически ни одна программа не обходится без игры с хулахупами. Вот и Анна Емишян (Армения) показала свою интерпретацию в упражнениях с обручами.
Сразу в трех номерах участвует Эдуард Французов из Молдовы. Его жонглирование шляпами построено на национальной основе, игра с кубами "Реквием Атлантиды" действительно ассоциируется с ностальгией о далеком, идеальном, а "Пришельцы из космоса" фантазия с загадочными существами и спецэффектами.
О клоунах. Братья Герасименко (Украина), что называется, "на уровне". Их репризы достаточно оригинальны, они искусны в различных жанрах, включая акробатику, жонглирование, музыкальную эксцентрику. Ожидается выступление и румынских коверных Батона с Марио.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.