Номер 36 (883), 28.09.2007
Проблема толерантности, поднятая в статье Александра Галяса и Марии Гудымы "Апостолы ненависти нас не спасут" (ПФ, № 28 от 3 августа), взволновала многих наших читателей. Обсуждение этой темы было продолжено в номерах от 10 и 23 августа, 14 и 21 сентября, но в редакцию продолжают поступать письма и телефонные звонки, в которых читатели высказывают свое мнение по поводу опубликованных материалов. Подборку читательских мнений по разным аспектам проблемы, мы предлагаем вашему вниманию.
ИЗ ОТКЛИКОВ НА СТАТЬЮ
"АПОСТОЛЫ НЕНАВИСТИ НАС НЕ
СПАСУТ"
"Каждый понимает толерантность по-своему, исходя из своего восприятия мира и нормы поведения. На сегодняшний день тема толерантности продолжает оставаться и популярной, и дискуссионной. Особенно остается актуальным вопрос о толерантности в политике. К сожалению, все чаще мы проявляем нетерпимость в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками. Это чувствуется особенно сейчас, накануне выборов. Приверженцы разных политических сил относятся друг к другу с нескрываемым презрением. Толерантность требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, что в некоторых случаях приводит даже к агрессии. Но правы А. Галяс и М. Гудыма: "апостолы ненависти" нас действительно не спасут. Идеал толерантности - это гармония и равновесие, это добродетель, которой достигается мир. Все это способствует замене культуры войны на культуру мира. Вот в этом - спасение".
Елена Полеско.
"Николай Сванидзе, когда стал председателем Всероссийской гостелерадиокомпании, запретил употреблять в эфире выражение "лицо кавказской национальности". Я считаю, что руководителям СМИ в Украине тоже стоит принять такое решение".
В. Кикнадзе.
"Авторы статьи правильно ставят вопрос, что нужно быть терпимыми к другим, стараться понимать даже тех, чье мнение не совпадает с твоим. Но как добиться этого в обществе, где царит нетерпимость, культ насилия, агрессия по отношению к "инакомыслящему"? Самое ужасное, что формируются эти качества с детства. И формирует их "самое массовое из искусств" - телевидение.
Ученые утверждают, что 8-10-летние дети проводят перед телевизором как минимум 20-25 часов в неделю. Но что же они там видят? К 16-ти годам средний телезритель видит не менее 10 тысяч убийств и сцен насилия. Да и информационные программы как будто соревнуются между собой в том, кто сильнее напугает телезрителя. И компьютерные игры, в которые так любят играть дети и подростки, нередко тоже пропагандируют жестокость. Это не может не способствовать формирования у ребенка повышенной агрессивности, что в будущем ведет к межличностным, межнациональным и прочим проблемам. Почему, я считаю, нашему обществу следует обратить особое внимание на демонстрацию насилия в кино, на телевидении, в средствах массовой информации. Надо защитить наше подрастающее поколение от демонстрации жестокости. Очень актуально звучит вопрос, заданный Платоном еще в IV веке до нашей эры: "Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?". Если мы на найдем на него достойного ответа, то ни о какой толерантности и речи не может быть".
Е. Каменский, научный работник.
ИЗ ОТКЛИКОВ НА СТАТЬЮ
"КСЕНОФОБИИ НЕ МЕСТО В ПОЛИТИКЕ"
"Уважаемые авторы! Обратите внимание на то, что пишут о цыганах. Вы читали в какой-нибудь одесской газете положительную статью об этом народе? Я - ни разу. Если упоминают о них, то только в криминальных сводках. Но почему никто не пишет о трагической судьбе этого народа, о том, как пытались его уничтожить правители разных времен. В ХVI веке цыган изгоняли из Франции, Англии, Италии, в XVII - из Швеции. А как расплавлялись с цыганами уже в "цивилизованном" ХХ веке! Во время Второй мировой войны только во Франции фашисты создали 11 концлагерей для цыган. А всего в лагерях были уничтожены около 600 тысяч цыган. Но кто об этом знает?!
А известно ли, что главный инженер "Звездного городка" - цыган? Что к этой национальности принадлежит и ректор Петербургской консерватории Павел Серебряков, что президентом Международного союза цыган является Надежда Деметр, доктор исторических наук и т.п.? Почему об этом никто не пишет? У меня муж - из цыганской семьи. Он получил высшее образование, много лет работал на производстве, мы прожили вместе очень хорошую жизнь, вырастили троих детей. И потому мне особенно больно, что о цыганах судят только по гадалкам да торговцам наркотиками. Я считаю, что в этом во многом виноваты журналисты, которые вместо того, чтобы развенчивать стереотипы, сложившиеся в нашем обществе, только потакают им".
Надежда Петровна, пенсионерка.
ИЗ ОТКЛИКОВ НА СТАТЬЮ
"МАМА, А МУЖЧИНЫ ЕСТЬ?" - "НЕТ,
ДОЧЕНЬКА, ЭТО ФАНТАСТИКА..."
"Первые уроки того, что сейчас зовется гендерной толерантностью, мне преподала мама. Я до сих пор благодарен ей за то, что она всегда и во всех конфликтных ситуациях принимала сторону моей сестры, а затем и моей молодой жены. "Не обижай девочку!" - вот все, что говорила мне, и как же она была права! Все мои студентки, находящиеся в "интересном положении", автоматически получают у меня самые высокие оценки. Может, это и неправильно, однако так уж я воспитан, и меняться поздно".
Андрей Добролюбский,
доктор исторических наук,
профессор.
"Слово "толерантность" мне не очень понятно, я чаще пользуюсь определением "деликатность отношений". Эта деликатность сейчас в дефиците, мне кажется, мы это очень нивелируем, позволяя грубому миру, материальному давить на наше сознание. Наша беда - стремление все сводить к коммерческой сути, даже отношения между полами. А это неправильно. Бескорыстие - оно чисто. А чистота позволяет возникнуть любви, без которой нет и не бывает жизни".
Ирина Красилина,
солистка Одесского академического
театра оперы и балета.
"Очень хорошо, что проблема толерантности хоть кем-то поднимается. Но дело дальше разговоров не заходит. И тут причина скорее в менталитете. Ну, привыкли все, что женщины должны сидеть дома, готовить кушать и растить детей. Если появляются "претензии", значит, "хочет много". Почему-то каждое желание женщины воспринимается как "феминизация" и "ущемления прав" мужчин. Хотя всем известно, что прекрасному полу сложнее устроится на работу, часто оплата меньше, а когда начальник узнает о свадьбе - предлагает написать заявление об увольнении по собственному желанию. Вот такой "подарок"!
Сложно смотреть на семьи, где мужья зарабатывают не так много, тем не менее, запрещают своим вторым половинкам даже думать о работе. Причина всему - опасение, что женщина может превратиться в феминистку. Хотя на самом деле в данном случае речь идет о толерантности и уважении интересов своей супруги. Именно умение прислушаться к чужому мнению и понять партнера помогает спасти семью. Ведь толерантность начинается с семьи и заканчивается уважением других народов".
Дана Слуцкая, студентка.
"Не по душе мне, когда женщины требуют особого к себе отношения. Что они из себя корчат?! Вот и жена моя все чаще о толерантности стала рассуждать, и эти ее рассуждения меня раздражают до невозможности. Я человек прямой, люблю называть вещи своими именами. А жена моя за это меня трамвайным хамом, видите ли, величает. Всю жизнь унижает меня: то ей не так, это не по ней. Отсюда в семье ссоры, скандалы. А была бы она всем довольна, глядишь, и наладилась бы у нас семейная жизнь. Если бы наши прадеды услышали от жен своих хоть десятую часть тех претензий, что предъявляют к мужьям современные женщины, то просто бы перетянули вожжами, или - за косу, да об печку головой.
Чтобы жить, как жили наши деды, то есть хорошо, надо во всем им подражать. А мы стесняемся, и оттого плохо живем. Учат глупых баб вот такие вот демагоги, как авторы статьи, вот они и возникают: "Ах, будь терпимее ко мне, когда я с чужим мужчиной при встрече в щечку целуюсь!". Пусть еще спасибо скажет, что я в драку не полез. В другой раз полезу! Другой пример: назвал ее знакомого "чуркой". Она в крик: "Он не чурка, он грузин, а ты хам!". Я еще пару крепких выражений прибавил, чтобы мало не показалось. Потому что всегда буду называть вещи своими именами, которые мне известны. Что бы вы там ни говорили и ни писали про свою дурацкую толерантность".
Николай С.
"Мужчины, увы, демонстрируют либо полное жлобство, либо наличие слишком большого количества "тараканов в голове". И между этой Сциллой и Харибдой ты проходишь одна. Поскольку мужчины стараются избегать гармоничных отношений (себя, что ли, боятся?), женщины дичают в эмоциональном плане, стремятся к эмансипации, не доверяют другой стороне, которая может оставить в любую минуту, даже с детьми на руках - это уже в генах заложено, такое недоверие! Я даже развивать свой бизнес не хочу из-за того, что не могу общаться на уровне мужчин-начальников. Вот свежий пример. Рядом с моей мастерской на улице Жуковского находится учреждение, вроде бы призванное содействовать соблюдению законности. Но когда я попросила сотрудников этого учреждения не оставлять у меня под окнами окурки, их директор пообещал, пардон, "нас...ть мне на голову". А вы говорите - толерантность! Пропадает желание даже быть красивой, нравиться кому-либо, поскольку не для кого!"
Виктория Рокайль, художник-ювелир.
"Я с большим энтузиазмом высказываюсь в пользу толерантности, особенно в общении мужчин и женщин. Иным представителям сильного пола очень трудно объяснить, что не стоит громогласно озвучивать все, что приходит тебе в голову. Надо как минимум остановиться, подумать, проговорить этот текст про себя, представить, как воспримет его собеседница. Иные считают, что женщины должны быть терпимы к их желанию через каждое слово материться. Вот до чего дошло! Такой толерантности ни одна уважающая себя женщина, девушка, обеспечить не может.
И очень правильно, что газеты стали обращать внимание на эту проблему, объяснять, что такое толерантность и зачем она нужна".
Милена.
"Приятно, что в наше непростое время у журналистов, как говорится, руки дошли и до статей об уважении, внимательном отношении к женщинам. Да вот только не с того конца вы подошли к проблеме, уважаемые! Быть толерантным к женщине общество сможет только тогда, когда в любой поликлинике будут иметься в наличии маммографы. А пока женщины гибнут тысячами от рака груди, не имея возможности качественно обследоваться у врача, о чем можно говорить?!
О специфически мужских проблемах со здоровьем общество также не думает - доверяет рекламе, внушающей, будто флакон капель их решит. И тут мы упираемся в изначальную проблему, а именно: наше общество не страдает вниманием к человеку вообще. Ибо все мы, за редким исключением, нищие, у нас нет денег на жизнь, на поддержание своего здоровья.
Различия полов просто разнообразят эту досадную проблему, которая, видимо, никогда у нас не будет решена. Устав от хамства и невежества врачей в районной поликлинике, я попробовала лечиться за деньги, в платной клинике. Когда шла речь об элементарных процедурах, это срабатывало. Но и платный врач пару месяцев назад не смог поставить мне правильный диагноз, а денег как не бывало! А видели бы вы, как он меня принимал! Сделал вид, будто разобрался, откуда у меня боли, назначил кучу дорогих лекарств и стал буквально теснить меня к выходу! Вот вам и толерантность! Слава Богу, хватило ума не поверить ему, а то бы хромала сегодня на обе ноги. И так у нас, к сожалению, во всем".
Людмила Иосифовна.
"Я рада, что есть случай поговорить о таком новом для нас понятии, как толерантность, которую я бы сравнила с розочкой на торте - вроде бы излишество, а как приятно! О проблеме дефицита терпимости и понимания в отношениях между полами я вспоминаю всякий раз, когда приходится видеть рекламу с использованием изображения обнаженного женского тела. Я не знала, что можно, оказывается, даже пшеницу (!) рекламировать на фоне полуголой красотки. В данном случае женщина откровенно используется как товар, даже товарный знак, и мне жаль, что молоденькие девушки-модели вынуждены зарабатывать себе на жизнь подобным образом. Их красота, женское естество становятся всего лишь разменными картами в некрасивой игре неких дядь, продающих либо покупающих. Не хотела бы видеть свою дочь или племянницу постыдно одетой на плакатах либо в рекламном ролике! Да и другие девушки - тоже чьи-то дети, меня подобный подход просто оскорбляет.
А если женские чувства мои оскорблены, то вывод прост: рекламщики презирают таких, как я, они думают только о тех самых дядях, которым хочется поглазеть на раздетую барышню. Вы скажете: мелочь. Но из таких мелочей складывается очень многое. И если завтра огромное количество молодых женщин будет рассматривать себя в качестве товара, а не личности, виной тому будет отношение общества к ним и их проблемам. В прессе промелькнуло: хозяин одного из магазинов пытался заставить своих продавщиц целый Божий день расхаживать на каблуках-шпильках. Те воспротивились и предложили ему самому попробовать выполнить то, что требовалось от них. А вот когда у хозяина разболелись ноги, он проявил толерантность - надо же! Так что умение поставить себя на место другого человека служит мерилом толерантности - согласны?"
Лидия Федоренко.
ПРИМЕЧАНИЕ ОТ АВТОРОВ. Мы благодарны читателям, так активно откликнувшимся на наши статьи. К сожалению, из-за понятной нехватки газетной площади мы не смогли поместить все отклики, да и большинство из опубликованных пришлось сокращать. Но главное очевидно: проблема толерантности крайне актуальна для нашего общества и мы продолжим ее обсуждение. Ждем читательских писем, телефонных звонков.
Материалы полосы подготовили
Александр ГАЛЯС и
Мария ГУДЫМА.
Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.