Номер 33 (1080), 2.09.2011
Он был фронтовым офицером, разведчиком, адвокатом в послевоенной Одессе. А еще он - художник, журналист, писатель, общественный деятель... Поэтому и рассказывать о презентации очередной его книги "Звонок из Вероны" тоже дело сложное...
Так называется сборник эссе о художниках известной одесской "Школы Дины Фруминой", который был представлен публике одновременно с экспозицией картин самобытных мастеров, загнанных советской властью в "подполье". Это Иосиф Островский. Лев Межберг, Юрий Коваленко, Александр Рихтер и др.
Еврейская тема в сочетании с авангардизмом тех лет смущала советских чиновников и цензоров. В кошмарные для русского искусства времена, а начались они в 30-е годы прошлого века, художников-нонконформистов называли "пачкунами и "формалистами". Согласно партийной доктрине тогда все должны были рисовать, писать музыку, ваять под "гребенку" соцреализма. А эта "гребенка" не щадила самых талантливых. Под её зубья попали и художники "Школы Д. Фруминой", которую власти, думая оскорбить, называли "Ахматовой живописи". На родине они не выставлялись, хотя их творчеством интересовался Запад. Но они не могли продавать полотна иностранцам. Это считалось "валютными махинациями".
Выступавшие на встрече рассказывали о художнике
Вайншельбойме, о его творчестве, вспоминали его поэму в прозе,
о его местечке Староконстантинове, соседнем с родиной отца
хасидизма Баал Шем Това Межибожем.
Присутствовавшие на презентации тепло говорили об Исааке, его таланте, общественной деятельности. Ему пели дифирамбы и посвящали стихи. А мастер сидел и внимательно слушал.
Фото М. ФИШБЕЙНА.