Номер 31 (1375), 23.08.2017
Одно из наиболее удачных реформаторских действий украинского правительства - внедрение ProZorro - системы электронных закупок, созданной по примеру и исходя из опыта Евросоюза.
Следующий шаг - внедрение системы "ProZorro. Продажи", которая позволит прозрачно и эффективно продавать коммунальную собственность, обеспечивая конкуренцию и доступность всех желающих к процедуре торгов. К системе "ProZorro. Продажи" уже присоединился ряд городов. Очередь - за Одессой.
НАЧАЛОСЬ С ЗАКУПОК...
С 1 апреля 2016 года вступил в силу Закон Украины "О публичных закупках", согласно которому все центральные органы исполнительной власти и подведомственные им предприятия обязаны проводить свои закупки через электронную систему ProZorro.
Закон применяется к сверхпороговым госзакупкам (стоимость товаров или услуг свыше 200 тыс. грн, а работ - более 1,5 млн грн). Принятие этого Закона и внедрение системы ProZorro стало одним из следствий Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Государственные закупки имеют большое экономическое значение как для ЕС, так и для Украины. Они составляют около 18 % ВВП ЕС и являются большим потенциальным рынком для украинских компаний. Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ) предусматривает постепенную взаимную либерализацию рынков государственных закупок сторон при жестком условии, что Украина введет основные правила госзакупок ЕС, которые действуют в ЕС. Наша страна должна обеспечить честные и прозрачные государственные закупки товаров, работ и услуг, гарантировать здоровую конкуренцию, бороться с коррупцией и достигать высокой эффективности расходования средств налогоплательщиков.
В Главе УВЗСТ, посвященной государственным закупкам, ЕС и Украина договорились об обеспечении взаимного доступа к рынкам государственных закупок на основе принципа национального режима в общегосударственном, региональном и местном уровнях для государственных контрактов и договоров концессии в традиционных отраслях экономики, а также в коммунальном хозяйстве. Эта Глава применяется к любому органу государственной власти или органу местного самоуправления, включая государственные коммунальные предприятия и частные предприятия, осуществляющие деятельность на основании специальных и исключительных прав. Единственное исключение - закупки в сфере обороны.
Украина должна обеспечить обнародование сообщений обо всех планируемых закупках, чтобы открыть рынок для конкуренции и предоставить любому заинтересованному экономическому оператору возможность получить надлежащий доступ к информации о запланированной закупке до заключения контракта. Что касается заключения контрактов, то согласно основным стандартам ЕС все контракты заключаются путем проведения прозрачных и объективных процедур определения исполнителя, что позволяет предотвращать совершение коррупционных деяний. Эта беспристрастность обеспечивается, в частности, через недискриминационные формулировки предмета контракта, равный доступ экономических операторов и достаточные временные рамки. Заказчики не имеют права выдвигать условия, которые могут привести к прямой или опосредованной дискриминации экономических операторов другой стороны, как, например, требование к экономическим операторам, заинтересованным в контракте, быть учрежденными в той стране, регионе или на той же территории, что и заказчик. Всем участникам сообщаются окончательные решения. По требованию участника, которому не удалось получить контракт, должны предоставляться разъяснения относительно оснований соответствующего решения с достаточным уровнем детализации, что позволяет пересмотреть принятое решение. В принципе, реформа в сфере политики государственных закупок была определена приоритетной задачей правительства еще несколько лет назад, до Соглашения об ассоциации и УВЗСТ. Это было вызвано тем, что, согласно экспертным оценкам, потери от коррупции и низкой конкуренции в секторе государственных закупок составили почти 20 % от общего объема затрат на закупки в 2014 году. Поскольку закупки не проводились в электронном формате, они часто приводили к непрозрачному избранию победителя с возможностью внесения изменений в документы, кроме того, контролировать их заинтересованным лицам было сложно. Для повышения эффективности бюджетных расходов и снижения уровня коррупции правительство пообещало ввести электронные закупки в соответствии со стандарта ми ЕС, как это предусмотрено положениями о УВЗСТ. В результате был запущен пилотный проект электронных закупок через систему ProZorro.
12 февраля 2015 года Министерство юстиции, Министерство обороны, Государственное управление делами и государственная компания "Энергоатом" провели пилотные электронные закупки через систему ProZorro, которая объединила в себе шесть площадок электронных торгов (другие центральные органы исполнительной власти присоединились к системе электронных закупок в течение 2015 года).
В пилотном режиме система ProZorro позволяла осуществлять небольшие по объему электронные закупки товаров и услуг. Пилотный этап администрирования системы ProZorro осуществляла Transparency International, а ее создание и функционирование финансировалось международными донорами и за счет пользователей.
...ПРОДОЛЖИЛОСЬ ПРОДАЖАМИ
Система "ProZorro. Закупки" оказалась весьма эффективной. Проведено уже более миллиона процедур по этой системе, что сэкономило для государства почти 2 млрд гривен. По официальным оценкам, экономия составила 14 % от объема выделенного финансирования. Эффективность "ProZorro. Закупки" признана на международном уровне. Украинская система получила международную премию в номинации Публичных Закупок World Procurement Awards 2016.
Все госпредприятия Украины обязаны проводить закупки через эту систему. Но они также и продают и сдают имущество в аренду. Поэтому вслед за внедрением электронной системы тендерных закупок очередь за проектом "ProZorro. Продажи".
Чтобы лучше понять схему работы данной системы, приведем пример, как через нее реализуется имущество неплатежеспособных банков.
С февраля 2017 года, в соответствии с Решением Фонда гарантирования вкладов физических лиц, все имущество неплатежеспособных банков должно реализоваться исключительно через систему ProZorro sale. Государственный заказчик размещает объявление об аукционе, в котором указывает: название предмета аукциона, начальную цену, описание лота, место нахождения предмета торгов.
Покупатели отслеживают интересующий их аукцион непосредственно на площадках, подключенных к системе ProZorro sale, или же получают оповещения на электронный адрес или телефон, указанные при регистрации. В отличие от закупочных аукционов реализация имущества через систему "ProZorro. Продажи" осуществляется путем аукциона на повышение - выигрывает та ставка, которая оказалась наивысшей. В остальном процедура аналогична: покупатель выбирает понравившийся лот в "ProZorro. Продаж майна", подает заявку через Личный кабинет. После старта аукциона система в автоматическом режиме раскрывает все заявленные ставки, оставляя закрытыми данные покупателей.
Торги проходят в интерактивном режиме, в три этапа по три минуты. Если участник не успевает или не делает ход, система засчитывает его предыдущее предложение. После истечения времени аукциона система автоматически определяет победителя и раскрывает информацию об участниках.
Победителем аукциона на повышение становится участник, предложивший наивысшую сумму. Победитель подписывает протокол торгов, оплачивает стоимость актива и заключает договор, а заказчик публикует подписанный договор, и торги переходят в статус завершенных.
Данная система успешно действует в Мариуполе, Краматорске, Львове, Тернополе, Виннице и Харькове и позволяет достичь прозрачности в процессе сдачи в аренду и продажи коммунального имущества.
- Система "ProZorro. Продажи" обеспечивает возрастание цены, - подчеркивает Юлия Казьмина, ассистент координатора развития продажи и аренды государственной собственности "ProZorro. Продажи". - Ведь на торги приходят несколько участников. Это позволяет внедрить рыночные условия в государственный сектор, чтобы сдавать в аренду и продавать имущество эффективно, прозрачно и с пользой для города. Например, в Киеве на одном из последних аукционов по продаже нежилых помещений коммунальной собственности боролось большое количество участников, за счет чего цена выросла в 22 раза. Наиболее эффективным примером системы "ProZorro. Продажи" является Мариуполь, где заводят лоты и проводят аукционы по продаже металла. С начала этого года через систему "ProZorro. Продажи" было продано металла на сумму более чем 65 миллионов гривен, что на 83 % больше, чем за весь 2016 год. Функционал этой системы достаточно широк. Когда определен победитель, все участники раскрываются. И всегда можно посмотреть, как проходили торги. Это позволит искоренить коррупцию и сделать продажи открытыми. Поэтому мы хотим подключить все регионы, в том числе и Одессу.
А ЧТО У НАС?
О ситуации в Одессе нам рассказал Александр Борняков, депутат горсовета, член комиссии по вопросам торговли, международных отношений и IT, автор проекта "Онлайн-карта коммунальной собственности Одессы".
- Сегодня в Одессе функционирует система "ProZorro. Закупки", благодаря которой город каждый день по более выгодным ценам закупает товары и услуги для школ, больниц и других муниципальных учреждений, - сообщил депутат. - Но задача этой системы не искоренить коррупцию; такая проблема в большей степени касается контролирующих органов. ProZorro может дать лишь информацию, которую всегда можно проверить.
Поэтому система ProZorro должна быть везде. И ее успешность уже очевидна. По ряду закупок город стал приобретать товары и услуги на 30 % дешевле. Если раньше все продавалось скрытно, никто не знал, что и где происходит, то сейчас все видно в онлайн-режиме. Можно зайти в интернет, увидеть, как проходят торги и предложить цену, например, на 10 % дешевле. А когда на торги заходит третий участник, то уже намного сложнее вести "закулисные" переговоры. Такой участник входит в торги независимо и рушит всю схему "договорняков". На сегодняшний день бизнес еще не совсем готов плотно работать по этой системе. Но со временем все к этому придут. В течение пары лет ее все освоят.
Ведь как начиналось внедрение системы ProZorro в Одессе? Городской голова Геннадий Труханов подписал меморандум о введении системы ProZorro еще до принятия Закона "О публичных закупках" 2016 года. Но только после принятия Закона на систему ProZorro чиновники обратили серьезное внимание, понимая, что это уже неотвратимый процесс. И тогда они стали перестраиваться.
Были проведены семинары для сотрудников департаментов и управлений горсовета по системе ProZorro. В первую очередь это касалось бухгалтеров, которым предоставили нужные сведения. Также была составлена карта коммунальной собственности - как инструмент инвентаризации; благодаря такой карте стало лучше видно, какой собственностью владеет городская власть. И тут сразу возник вопрос: как можно сделать торги более прозрачными?
- Коммунальная собственность - это колоссальный ресурс для Одессы, - говорит А. Борняков. - Почти каждую сессию коммунальные предприятия списывают площади, инвентарь, машины. А как они реализуются, никто не знает. Поэтому так важно внедрить в Одессе систему "ProZorro. Продажи".
Система ProZorro изначально работала только на закупки. Схема такая: государство, к примеру, ставит лот - купить 100 тонн дизельного топлива для коммунальной техники. И откликаются частные компании, нефтебазы, предлагая свои условия. И самый оптимальный вариант побеждает. Система "ProZorro. Продажи" действует наоборот. Государство, местные органы власти продают собственность, и кто больше даст за нее денег, тот и выиграет. Это позволит навести в Одессе порядок в сфере продажи коммунальной собственности, чтобы чиновники прекратили отдавать городскую собственность и землю за бесценок. Для ускорения внедрения системы "ProZorro. Продажи" мы взяли в Киеве нормативную базу и пробуем применить ее в Одессе. Система "ProZorro. Продажи" будет способствовать прозрачности аренды коммунальной собственности и продажи, что будет огромным шагом в сторону прозрачности горсовета, - подытожил Александр Борняков.
В то же время, предупреждают эксперты, хотя система автоматизирована, участники торгов могут попытаться обойти прозрачные процедуры. Так, к примеру, выявлена схема, когда заказчик объявляет тендер, затем отменяет его по формальной причине, потом проводит торги по ускоренной процедуре и закупает у нужного поставщика. Однако система ProZorro позволяет видеть всю информацию по тендерам, которые отменяются, и сигнализирует о подозрительных моментах. Поэтому скрыть такую схему точно не получится, уверены эксперты.
Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.