Номер 28 (973), 24.07.2009
В процессе подготовки к чемпионату Европы по футболу 2012 года в Одессе был разработан стратегический план развития. За три года город должен был обзавестись новым стадионом, аэропортом, дорогами, отелями. ЕВРО у нас не будет. А вот что станет со стройками этих объектов, пыталась понять наш корреспондент Инна ИЩУК.
К 2011 году в Южной Пальмире должно было быть построено и реконструировано 17 отелей и гостиниц, из них два 5- звездочных. Новые комплексы должны были появиться в районе аэропорта, пляжа "Дельфин", Аркадии и на улице Пионерской. Помимо этого, планировалось осуществить комплексную реконструкцию и реставрацию одесских общежитий, которые на время соревнований могли обеспечить дополнительные места для размещения приезжих.
В мае 2009 года, утверждают наши чиновники, требованиям УЕФА соответствовали уже 18 отелей, которые могут принять одновременно более 5,5 тысячи туристов.
После реконструкции пропускная способность аэропорта составила бы 2725 пассажиров в час. Специально для этого должен быть построен новый терминал. А "Укрзализныця" к лету 2012 года обещала запустить скоростные поезда, которые будут двигаться из Киева в Одессу со скоростью 200 километров в час. Было также запланировано обновление подвижного состава, закупка вагонов, строительство целой сети новых депо.
Но главный объект - стадион "Черноморец". После долгих споров он был передан ФК "Черноморец", который обещал инвестировать в проект более 150 миллионов евро.
Несмотря на последующие события, стадион реконструируется, о чем нам рассказал заместитель директора, начальник отдела межведомственной координации и оргработы одесского Департамента ЕВРО-2012 Сергей Ермошкин
- Одесса продолжает начатые проекты. "Черноморцу" надо где-то играть. Стадион строится. Так же, как и магистрали. Сейчас расширили улицу Щорса, от аэропорта до стадиона можно будет доехать за 16-17 минут.
По поводу аэропорта пока вопрос не решен. Город
расторгнул договор с фирмой "Гепард", которая оказалась
несостоятельной, хотя у нее все было в порядке с
документами. Однако все равно аэропорт будет
реконструирован. Он сейчас приносит прибыль. А если его
модернизировать, она будет еще большею. И инвестор
обязательно найдется.
Такого же мнения заместитель мэра Михаил Кучук:
- Строительство объектов, начатых одесскими властями в рамках подготовки к Евро-2012, будет завершено. Современный стадион Одессе необходим в любом случае.
Каждые 5 минут на "Черноморец" заезжает грузовая машина - везет арматуру, гравий, вывозит мусор. Экскаваторы копают котлован. Каток ровняет грунт. Подъемные краны поднимают плиты. Подъезжает бетономешалка.
- Уже начаты работы на втором этаже северной и восточной трибун, - сказали в пресс-центре "Черноморца", - на западной и южной ведется задалбливание свай.
- Начинаем с 9 утра и до самого вечера, - объясняет охранник, - сами видите, какая стройка. Ни на минуту не утихает. Не присядешь. Зато стадион будет больше прежнего и с трехэтажной гостиницей.
- Мы как начали по графику, установленному комитетом УЕФА, так и продолжаем в том же темпе, - рассказывает начальник стройучастка Виктор Лужанский, - раньше ежемесячно отчитывались о строительстве перед экспертами ЕВРО-2012. Вот и привыкли. Укладываемся в назначенные сроки. Материалы есть, проект финансируется. Рабочие у нас - одесситы. Делают на совесть.
Виктор Лужанский показал, как под линеечку уложен
фундамент. Как ровняется грунт, засыпается глиной. Будет
тут и полив, и подогрев поля. Обещают построить
"Черноморец" к весне 2011 года.
Постепенно обещают отстроить новые отели инвесторы. А вот с ремонтом общежитий, видимо, придется подождать. О скоростных поездах пока остается только мечтать. На игры ЕВРО-2012 в Киев придется ездить на привычных скорых или летать на самолетах.
Благодаря стимулу ЕВРО-2012 в Одессе обострилось чувство патриотизма, начаты стройки новых современных отелей, стадиона. Все это благоприятно для Южной Пальмиры. Главное, чтобы хватило средств и желания закончить начатое и сделать Одессу еще цивилизованнее и привлекательнее.
Проведение такого крупного футбольного мероприятия, как чемпионат Европы, кроме спортивной, имеет и другие более важные составляющие. Это прежде всего экономика. В случае правильного подхода государство может получить баснословные прибыли. В 1992 году Швеция заработала 39 млн евро, в 1996-м Англия - 141 млн, в 2000 г. Бельгия и Голландия - 221 млн, в 2004-м Португалия - 839 млн евро. Кроме того, практически всегда проведение крупного футбольного форума увеличивает приток туристов в принимающую страну. Так, к примеру, после проведения Евро- 2004 в Португалии он возрос на 50 %.
Именно в дни проведения игр возрастают прибыли авиакомпаний и других структур, занимающихся доставкой людей. Основной же статьей доходов является выручка от продажи билетов, на втором месте - торговля правами на телетрансляции. Бельгийцы и голландцы в 2000 году умудрились продать 95 % всех билетов. А австрийцы и швейцарцы, которые принимали у себя Евро-2008, и вовсе рассчитывали на стопроцентную посещаемость стадионов. По их прогнозам, матчи должны были посетить 1 миллион 138 тысяч болельщиков, что на 20% больше, чем в Португалии четырьмя годами раньше. Кроме чистой прибыли, государству после окончания Евро остаются новые дороги, гостиницы, развитая рекреационная инфраструктура.
Практика проведения чемпионата двумя странами впервые имела место в 2000 году. Тогда Евро принимали страны Бенилюкса - Голландия и Бельгия. Еще один "спаренный" чемпионат прошел в Австрии и Швейцарии в 2008 году.
Фото автора.