Номер 27 (1124), 27.07.2012
- Девушка, а откуда у вас газовый баллончик?
Это охранник попросил меня открыть сумку при входе в киевский "PinchukArtCentre".
- Папа дал, чтобы всегда был с собой. Берите его, я при выходе заберу!
Я весело улыбнулась и поднялась на последний этаж. Мне нравится идти не снизу вверх, а сверху вниз. Тогда путь кажется наслаждением, а первый рывок на пятый этаж - быстро достигнутой целью.
На последнем этаже этого центра выставлены произведения искусства в стиле модерн, которые уже куплены и находятся в частных коллекциях. Имена коллекционеров скрыты.
Честно говоря, я критично отношусь к модерну. Многое даже не пыталась понять, созерцая пустоту. Я привыкла любоваться классическими картинами. На сей раз взяла в руки пластиковую табличку с описанием выставки в первом зале и присела на белую лавочку. Посмотрела на трех обезьянок, которые держались друг за друга в подвешенном состоянии, причем последняя еще и держала стул. Именно такой, какой когда-то стоял у нас на даче. Ну обычные надувные обезьянки. И что?! Где здесь искусство?
- Девушка, а вы прочитали из какого материала сделаны эти обезьянки?
Я опустила голову на табличку "Состав: алюминий..." И тут поняла, что неправа. А ведь и в самом деле интересно, хотя выглядит как обычный толстый пакет, из которого делают надувные шарики.
Да, не надо судить строго о том, чего не знаешь.
Этажом ниже проходит выставка Аниша Капура, одного из самых известных нынешних творцов. Он награжден Premio Duemila и премией Тернера.
Его композиция "Выстрел в угол", где представлена пушка, стреляющая в стену красным воском, просто оглушила меня.
В следующих комнатах были зеркала в разных плоскостях под названиями "S-образная кривая", "Не-объект (двери)". Я видела себя то вытянутой, то растянутой. Мое тело приобретало настолько разные формы, что поймала себя на мысли: "А я ли это?" Но, когда спустилась этажом ниже, решила: "Да, это все- таки была я"
Зашла в комнату, где расположена экспозиция "Между дерьмом и архитектурой". Я ходила между высокими цементными кусками стен размером примерно метр на метр. Они были неровными, а уложены завитками, демонстрируя дерьмо. Но фишка этой экспозиции заключалась в технологии изготовления цемента. Оригинальные геометрические эскизы Капора были перекодированы в компьютерную программу, которая предназначена для смешивания цемента. Она, в свою очередь, подключена к принтеру соединенного механизма. Именно этот механизм и образовал цемент.
На втором этаже я заметила модель с название "Данте". Совсем недавно я читала "Божественную комедию", но не нашла ничего общего между прочитанным и увиденным, кроме связующей мысли - у каждого свой путь. Может, именно это хотел показать Аниш Капур?!
Наконец, выход.
- Мне нужен мой газовый баллончик!
- Возьмите! Так хотел познакомиться с девушкой и не удалось!
Я лишь улыбнулась охраннику и удалилась, думая, что сегодня сделала небольшой шаг вперед на пути понимания искусства модерна.
Для справки. Пинчук Арт Центр - это проект Фонда Виктора Пинчука в сфере культуры и один из крупнейших центров современного искусства в Восточной Европе. Основной миссией Пинчук Арт Центра является модернизация украинской художественной сферы и воспитание нового поколения творческих людей. Центр проводит большое количество выставок мировых и украинских, известных и начинающих художников, руководит образовательными проектами, осуществляет поддержку культурных проектов.
Арт Центр расположен в старом архитектурном квартале Киева, Бессарабке, восстановленном в начале XXI века. Архитектура и внутренний дизайн были разработаны французским архитектором Филиппом Кьямбаретто. Центр расположен на 6 этажах, общая площадь составляет более 3000 кв. м.
Мария МАНЬКО.