Номер 23 (1555), 12.08.2021
Двадцать седьмой Международный фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки" из-за карантина оказался передвинутым с апреля на июль, но жара не помешала истинным ценителям музыкального авангарда. Конечно, не все участники смогли доехать, зато прислали видеозаписи своих выступлений. Но живая музыка преобладала и главенствовала, а по нашим временам это роскошь.
Прелюдией к Двадцать седьмым "Ночам" стал сольный концерт известного пианиста и композитора Александра Козаренко "Час украинской музыки бидермейера" из произведений Николая Лысенко, Бориса Лятошинского, Анатолия Кос-Анатольского, Нестора Нижанковского и самого Козаренко. Концерт проходил в Большом зале Одесской национальной музыкальной академии имени Антонины Неждановой, а двумя часами позже все переместились в камерный зал, где проходил весьма оригинальный мастер-класс австрийского композитора Вернера Шульце. Всем молодым авторам маэстро советовал прежде всего думать о создании атмосферы в своих произведениях.
Концертная часть фестиваля проходила в Одесской филармонии. В режиме нон-стоп прозвучали произведения Жоржа Апергиса, Винко Глобокара, Альфреда Шнитке, Валентина Сильвестрова, Александра Красотова, Кармеллы Цепколенко и многих других современных композиторов. Тепло принимали слушатели Галицкий камерный хор с блестящим концертным репертуаром. Арт-директор "2Д2Н", одесский композитор Кармелла Цепколенко, всегда приветствует поиски новых средств музыкальной выразительности. На сей раз всех удивила пьеса для виолончели с кашлем "Мистер Виолончель и Мистер Н.". Одесскому композитору Людмиле Самодаевой такую идею подсказал писатель Евгений Деменок, в результате Евгений Довбыш виртуозно сыграл на виолончели, а баритон Андрей Малинич виртуозно прокашлял примерно шесть минут. Также Людмила Самодаева написала мини-оперу "Требник трех" на либретто Евгения Деменка, где тот же Малинич перевоплотился в футуристов Давида Бурлюка, Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова (партию Велимира пел фальцетом).
Основную нагрузку принял на себя одесский ансамбль Senza Sforzando. Помимо множества камерных произведений, коллектив исполнил новые сочинения в жанре мини-моно-оперы. Пел блистательный австрийский баритон Руперт Бергман. В опере американско-российского композитора Антона Ровнера "Боль и спасение Иова" певец перевоплощался только в одного персонажа, известного библейского страдальца, который остался тверд в вере, сколько бы ни испытывал его Господь. Натурализм нарисованных гримом на теле исполнителя язв напугал кое-кого из зрителей, но сюжет таков, каков он есть. Зато в опере "Тригайос" Вернера Шульце на сюжет комедии Аристофана "Мир" баритон создал ряд образов: самого виноградаря Тригайоса, его "тохтерляйн", то есть, доченьку (певец повязал голову шарфом и спел несколько фраз капризным голоском), самого бога Гермеса Трисмегиста (тут все решили синие очки)... Не нужны виноградарю войны, которые постоянно затевают сильные мира сего, ему мир и плодородие подавай! В этом мораль. Первая опера написана на архаичном английском шекспировских времен, вторая — на немецком, с вкраплениями античных греческих текстов.
— Для меня это был первый опыт в оперном жанре, — признался Антон Ровнер. — Я сейчас пишу уже другую оперу на либретто моего отца, Аркадия Ровнера, основанное на теме рассказа эмигрантского писателя Гайто Газданова "Авантюрист". Этот писатель жил в Париже, он осетин по происхождению, современник Набокова. Довольно сентиментальный рассказ повествует о том, как Эдгар Аллан По пребывал в России, встречался с дамой, благодаря дару провидения предсказывал будущее. Но за ним гонится некий черный человек и все время его беспокоит... Мой отец добавил туда эпизод — Эдгар Аллан По приходит к царю Николаю Первому и предугадывает будущее... Это фантастическая история, в хорошем смысле мрачная. В ней задействованы три главных певца и, может быть, парочка слуг будет добавлена. Но об этом еще рано говорить! Что касается нынешнего фестиваля, мне очень понравилась музыка Аллы Загайкевич для немого кино, фильма Ивана Кавалеридзе "Штурмовые ночи". Причем музыка понравилась гораздо больше, чем сам фильм. Некоторые сочинения Александра Красотова мне понравились, это очень трогательно, что Кармелла Цепколенко включила в программу произведения своего учителя, которому исполнилось бы в этом году 85 лет. Я был рад услышать и сочинения молодых одесских композиторов Анны Копейки, Асмати Чибалашвили (она живет в Киеве, правда, но училась в Одессе). Понравилась и опера Людмилы Самодаевой "Требник для троих" о русских футуристах, сегодня можно и нужно подзаряжаться от Бурлюка, Маяковского, Хлебникова, но не тиражировать их находки, которые свойственны только им. У Людмилы Самодаевой очень хорошо получилось соблюсти баланс. Впечатляющими назову Две прелюдии для фортепиано Витольда Шалонека, которые исполнила Елена Павлова. В любом случае "Два дня и две ночи новой музыки" стали для меня фестивалем, на который хочется приезжать снова и снова.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.