Номер 22 (918), 20.06.2008
Иван Владимирович Локинский запомнился мне с детства.
Ежегодно с Дальнего Востока, с Балтики или с Севера приезжал в отпуск в Одессу (с 1957 года уже постоянно жил в нашем городе) и всегда бывал у нас в доме стройный высокий офицер в красивой черной форме с золотым якорем на фуражке. У бедра из-под кителя свисал кортик.
- Дядя Ваня, - как-то спросил я, - ты - моряк?
- Нет, - ответил Локинский, - я - летчик.
С восторгам разглядывал его многочисленные боевые награды. Среди них выделялись четыре ордена Красного Знамени и удивительный орден, больший по размерам, чем соседние, с якорями на концах лучей рубиновой звезды и рельефным портретом Павла Степановича Нахимова. Позднее узнал, что орден, носящий имя прославленного флотоводца, - один из наиболее редких и почетных. Этой наградой, которая вручалась "за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесен противнику значительный урон и сохранены свои основные силы", было произведено всего 540 награждений...
В период Великой Отечественной войны Иван Владимирович Локинский был летчиком-истребителем авиации Черноморского флота.
Авиация Черноморского флота начала оборону Одессы с первых дней войны на дальних подступах к городу. 22 июня 96- я эскадрилья истребителей перехватила группу бомбардировщиков противника в районе Измаила. В возникшем воздушном бою было сбито четыре вражеских бомбардировщика, остальные вражеские самолеты, беспорядочно сбросив свой смертельный груз, легли на обратный курс.
Бомбардировочная и минно-торпедная авиация флота наносила удары по ближайшим тылам противника (Плоешты, Констанца), по мостам и переправам на Дунае, другим объектам.
В начале августа 1941 года обстановка на Южном фронте осложнилась.
Противник снарядил в этом направлении восемь дивизий, одну танковую и две кавалерийские бригады, пытаясь с ходу взять Одессу.
Авиация Черноморского флота стала на страже одесского неба.
С аэродромов Очакова и Николаева действовал 9-й истребительный авиаполк. В его задание входила защита этих городов, но главным было в то время - прикрытие боевых кораблей и транспортных судов, которые снабжали осажденную Одессу всем необходимым и вывозили из города раненых, гражданское население, ценное оборудование и другое имущество. В воздушных боях за июль-август летчиками полка было сбито около 30 самолетов противника, уничтожено много живой силы и техники врага.
- В одном из воздушных боев я, - рассказывал Иван Владимирович Локинский, - с ведомым летчиком Елохиным сбили "Хе-111", который упал между Хаджибейским и Тилигульским лиманами. В другом бою мне не повезло. Атакуя на большой высоте самолет-разведчик противника, уже после того, как удалось его подбить, я увидел, что и мой самолет падает. Еле покинул его. Приземлился на парашюте успешно, но немного сам обгорел, попал в госпиталь. В дальнейшем число сбитых самолетов достигло 8, но я помню, что свой первый самолет я сбил в одесском небе. За бои под Одессой получил первый орден Красного Знамени.
Я хотел бы отметить хорошее взаимодействие истребителей 69-го армейского истребительного авиаполка, которым командовал майор Шестаков, с истребителями 8-го истребительного авиаполка Черноморского флота. Оба эти полка в дальнейшем стали гвардейскими, дважды Краснознаменными. Один получил наименование "Одесский", другой - "Севастопольский".
Сотни сбитых немецких самолетов и потопленных кораблей врага, тысячи уничтоженных солдат и офицеров противника - таков доблестный путь 8-го авиаполка.
В героической Одессе родилась боевая слава части. С прибытием в Одессу в тот же день летчики эскадрильи четырежды орденоносного Демченко штурмовали живую силу и технику противника.
В один из июньских дней Герой Советского Союза Алексеев в паре с летчиком Данилко храбро вступил в неравный бой с шестью "мессершмиттами". Черноморцы сбили два вражеских самолета, а остальных заставили позорно удрать.
В одном из воздушных боев под Одессой лейтенант Беришвили над линией фронта сбил два фашистских самолета. Возвращаясь на аэродром, он увидел, что группа немецких истребителей атакует самолет командира. У Беришвили уже не было боезапаса. Он таранил самолет, противника, спас командира, а сам погиб смертью героя. Храбро дрались под Одессой и многие другие летчики.
Заслуживает внимания завершающий этап обороны Одессы, в котором авиации Черноморского флота посчастливилось успешно выполнить ответственное задание. 15-16 октября огромный караван - 120 единиц разных транспортных судов и боевых кораблей - растянулся от Одессы до Тарханкута. Эвакуировались силы и средства Одесского оборонительного района. Прикрывали их 56 истребителей из 8-го, 9-го и 32-го истребительного полков. Они провели 23 воздушных боя, в которых сбили 15 самолетов противника. Наши потери - 5 самолетов.
Я большую часть войны воевал в 6-м гвардейском дважды Краснознаменном Севастопольском полку. Был командиром эскадрильи, начальником штаба. Командовал полком Михаил Васильевич Авдеев. Он, вместе с Константином Алексеевым, первым из летчиков-черноморцев был удостоен звания Героя Советского Союза.
В книге Героя Советского Союза генерал-майора авиации М. В. Авдеева "У самого Черного моря" есть немало мест, которые рассказывают о героических эпизодах из боевого прошлого Ивана Владимировича Локинского:
"Боевые вылеты. Разве их сосчитаешь! Короткий приказ - и Локинский в воздухе. Он - ведущий пятерки самолетов.
"Ждите гостей, - сказали летчикам в штабе, - фашисты обязательно придут".
И они вправду пришли, не заставили себя долго ждать. Ранним утром со стороны моря появились черные точки, стремительно приближающиеся к бухте. Наблюдатели, считая, сбились.
- Где-то между 80 и 100, - доложили они. Полк мгновенно поднялся в воздух.
- Ахтунг! - надрывалась немецкая рация. - "Яки"! "Яки"!
- За мной! Цель вижу! - командует начальник штаба майор Локинский. Он выводит истребителей на перехват вражеских машин. Расстояние сокращается. Немецкие самолеты растянулись вглубь. Полк перестраивается. Передняя группа, ведомая майором Локинским, выходит на дистанцию удара.
- Атака!- слышится голос ведущего.
Десятка "хейнкелей", идущая во главе колонны, не дотянув километров 15 до цели, сбрасывает бомбы в море...
Группа Локинского вновь перестраивается, стремительно набирает высоту и снова идет на головную колонну бомбардировщиков.
Фашистские самолеты, не выдержав натиска советских летчиков, отходят, преследуемые нашими истребителями. Итоги боя: сбито 15 вражеских самолетов.
...Каких только заданий ни выполняли за время войны летчики полка! Но то, что им поручалось теперь, по ответственности, которая ложилась на каждого летчика, не могло быть сравнимо ни с чем. Командующий ВВС Черноморского флота генерал-лейтенант Ермаченков, оглядев всех присутствующих, строго предупредил:
- Все, что я скажу сейчас, - важная государственная тайна. И вы головой отвечаете за ее сохранение. Ни один человек, не привлеченный к операции, ничего не должен знать. На днях, в Крыму, в Ялте, соберется конференция глав трех союзных держав, на ней будут присутствовать Сталин, Рузвельт, Черчилль. Не нужно вам пояснять, какое значение имеет эта конференция!
Командующий минуту помолчал.
- Не исключено, что гитлеровской разведке что-нибудь станет известно, а от фашистов можно ожидать любых неприятностей.
Все было предусмотрено до мелочей. Над Ялтой и вблизи ее беспрерывно патрулировали эскадрильи "Яков". Созданный полком Локинского воздушный щит был абсолютно непробиваем для любой армады самолетов противника. Ялтинская конференция была прикрыта с воздуха совершенно надежно...
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.