Номер 21 (868), 8.06.2007

Я ЛЮБЛЮ МУЖЕСТВЕННЫЕ РОЛИ

В Одесском театре музкомедии Станислав Александрович Пеньков играет классические роли: Шталмейстера в спектакле "Принцессе цирка". Хоуэлла Харрисона в "Целуй меня, Кэт", Щебнева в "Игра, идет игра". Помимо многочисленных ролей на его счету немало собственных постановок в театрах России. В этом году актеру исполняется 70 лет.

СУДЬБА НАПРАВЛЯЛА МЕНЯ

Беседуя со Станиславом Александровичем, невольно восхищаешься его природным обаянием. Стать актером - было призванием с самого начала. Но перипетии судьбы, словно испытывали его, закаляя характер. В детстве его отдали в нахимовское училище, где ему прочили военную карьеру. Но на учениях ему случайно опалили глаза, и его пришлось комиссовать из армии. Обучаясь в университете на историко- филологическом факультете, он играл в кружке самодеятельности. Именно руководитель кружка направил его в театральный вуз. Правда, перед поступлением он поехал на целину.

- А когда вернулся, - вспоминает Станислав Александрович, - понял, что испортил себе лицо. На целине все время работали в пыли, и лицо стало серым. Пришел я поступать, спел, прочитал стихотворение. Посмотрели на меня и пообещали мне помочь. Потом я ходил к косметологу, и все восстановилось.

ГИТИС Станислав Александрович заканчивал дважды. Первый раз в 1963 году получил диплом актера и уехал с женой в Хабаровск, где сыграл свою первую роль Алексея Быстрова в спектакле "Марги".

- Там мы наигрались, вели ведущие роли, работали в Новосибирке, Хабаровске, Свердловске, Кемерово, на Дальнем Востоке. А потом директор Островский пригласил нас в Одессу.

С 1971 года актер играл в одесских спектаклях "Цыганский барон", "Любовь Яровая", "Веселая вдова", "Марица", "Сильва" и других, много гастролировал по стране.

- Мне повезло играть с Михаилом Водяным. Но у него были комедийные роли, а у меня серьезные. Он юморит, мне смешно, а смеяться нельзя. Однажды я тоже попробовал играть смешную роль в постановке "Свадебное путешествие". После спектакля прибежал Ошеровский и объявил мне: " Да у тебя комедийный талант!". В каждой роли я стремлюсь что-то находить. Когда я заправлял салфетку, так, что ее в конце концов не было видно, зал просто лежал. И каждый раз я стараюсь играть роль по-новому. Постоянным остается только текст, а играешь всякий раз по-разному. Как говорил Щепкин: "Как себя чувствуешь, так и играй"

АКТЕРСТВО + РЕЖИССЕРСТВО

В 1979 году Станислав Александрович закончил высшие режиссерские курсы ГИТИСа и был приглашен в Кемерово, где поставил свой первый спектакль "Цыганский барон", который так полюбил в Одессе. Причем, работая режиссером, он продолжал играть ведущие роли. Еще его педагог Олег Ефремов предупреждал: "Не бросай актерство". Это было частью души, и без этого уже было нельзя.

- Больше всего мне нравятся мужественные роли, - признался Станислав Александрович, - Кин, Цыганский барон, Мистер Х и Михаил Яровой. Это настоящие мужчины, и к тому же - мужчины поющие. В этих ролях есть, что попеть, что сыграть, используя "психофизику".

Через 17 лет режиссерства в театрах России Станислав Александрович вернулся в Одессу. При встрече Михаил Водяной обрадовался актеру:

- Ты что, вернулся?

- Да!

- Давай к нам!

Но вскоре Водяной умер.

Пришлось устроиться режиссером в парк Шевченко. В это время директором Музкомедии был назначен Блох. Он тоже пригласил Станислава Александровича в театр. Но и он через некоторое время тоже умер. Только через несколько лет актер снова стал играть любимые роли в театре музкомедии.

Станислав Александрович - классический актер.

- Классика вечна, - говорит он. - Классика держится музыкой. Пьесы меняют, переделывают, но музыка Штрауса, Кальмана, Легара остается.

Давняя мечта Станислава Александровича - поставить спектакли "Фроскита" Легара о цыганке, которая стала звездой парижского варьете, и "Кина".

- "Кином" я болен уже 30 лет, - сказал он нам. - Меня приглашали ставить спектакли в Кемерово. Но из Одессы это делать достаточно сложно. Быть может, одесский театр тоже когда-нибудь решится ставить эти пьесы.

Но вот звенит третий звонок, начинается спектакль. И кого бы ни играл актер - Полисмена, Чеко, Сенатора, везде он найдет свой новый ход и сделает этих персонажей интересными зрителю. Ведь в этом и состоит его творчество - преподать новое, рассмотреть и дать увидеть другим то, от чего захватывает дух и гулко бьется сердце. И снова, и снова хочется приходить в театр.

Инна ИЩУК.