Номер 19 (866), 25.05.2007
К 115-летию со дня рождения К.Г. Паустовского
Родился Константин Георгиевич Паустовский в мае 1892 года. Место рождения - Москва. Отец его был неисправимым мечтателем, и влияние его на характер будущего писателя несомненно. Не зря любимым предметом Кости была география, а желание необыкновенного, по словам самого Паустовского, преследовало его с детства. В доме много пели, музицировали, искренне увлекались театром, но когда он учился в шестом классе 1-й киевской гимназии, семья распалась. Пришлось репетиторством зарабатывать себе на жизнь.
После окончания гимназии Константин Паустовский поступил в Киевский университет, где проучился два года, затем перевелся в Московский. Здесь его застает первая мировая война. Впервые, в 1915 году, с санитарным поездом прибывает в Одессу. Узнав о гибели на фронте в один день обоих братьев, возвращается к матери в Москву. Вообще, он часто переезжал из города в город, а когда вновь возвратился в Москву, произошла Февральская революция, здесь же он пережил события Октябрьской.
"Государство разваливалось, как ком мокрой глины", - отметил Паустовский в "Начале неведомого века". Тогда уже, как ныне, существовали границы между Россией и Украиной...
"Поезд тащился из Киева до Одессы восемнадцать суток, - пишет Паустовский. - Я не подсчитывал, сколько это составляет часов, но хорошо помню, что каждый час этого утомительного пути казался нам, пассажирам, вдвое длиннее обычного. Должно быть потому, что любой час скрывал в себе угрозу смерти".
Шел февраль 1920 года. С Нежинской Паустовский перебирается на Черноморскую улицу, в пустующий санаторий доктора Ландесмана. "Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире. Самый путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. Я часто испытывал это на себе. Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. Но стоило мне войти в безлюдные переулки, окружавшие Черноморскую, - в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный, - услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенный золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращается спокойствие и душевная легкость". ("Время больших ожиданий").
"Синее и высокое солнце Одессы, полное спектрального блеска", всю жизнь висело над ним. По словам Эммануила Казакевича, в "Начале неведомого века" и "Времени больших ожиданий" Одесса не бабелевская, а паустовская с центральной Черноморской улицей. "Паустовский показывал мне свою Одессу", - вспоминал Даниил Гранин, посетивший вместе с ним наш город в 1956 году.
Здесь, в редакции газеты "Моряк", была первая работа Паустовского в систематической печати, здесь он стал романтиком и романтическому восприятию действительности он остался верен на всю жизнь...
Его произведения высокоэтичны, содержат зоркие наблюдения, имеют воспитательное значение, глубокий философский подтекст. Паустовский способен одной фразой дать характеристику: "Он втиснул свой талант в узкие ножны английского тесака" (о Р. Киплинге). "Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку" - о великом сказочнике Христиане Андерсене...
Паустовский сам был сказочником. Им созданы удивительно добрые, пользующиеся большой любовью юных читателей сказки...
"Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный пушистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила наша семья... Мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом". ("Сказочник").
Критики писали, что Паустовский имеет все права на звание лучшего пейзажиста в современной литературе; его произведения - это произведения живописи, созданные посредством художественного слова: "Стремительно надвигалось одесское лето - сверкание, зной, чудный загар и теплый свет, в который город был погружен как в золотую воду". "Одесса - это Левант. Это Черное море, теплые ветры с Босфора, бывшие греческие контрабандисты и негоцианты из Пирея. Итальянцы- гарибальдийцы, капитаны и портовые грузчики-банабаки. Богатства всех стран, влияние Франции, гетто на Молдаванке, бандиты, ценившие больше всего остроумие, седоусые рабочие с Пересыпи, итальянская опера, воспоминания о Пушкине, акация, желтый камень, цветы, любовь к анекдоту и страшное любопытство к каждой мелочи. Все это - Одесса..."
Долгие годы Паустовский не переставал искренне восхищаться синими озерами и небыстрыми реками, светлым березняком и тенистым ельником, разноцветными полями и лугами центра России, черпал здесь постоянный источник эстетического наслаждения и творческого вдохновения.
Умер писатель обидно рано - 14 июля 1968 года. Похоронен в центре воспетой им и столь любимой Мещерской стороны - удивительно живописном крае между Рязанью и Владимиром. Здесь, в Тарусе, на Оке, он написал произведения о нашем черноморском городе: "Начало неведомого века" и его хронологическое продолжение "Время больших ожиданий".
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На фото А. КОСТРОМЕНКО: музей К. Г. Паустовского сегодня.