Номер 17 (913), 16.05.2008
Академик Виктор Файтельберг-Бланк и журналист Татьяна Колесниченко продолжают свое книжное путешествие по истории нашего города. Недавно увидело свет их новое исследование: "Одесса в эпоху ленинской и сталинской диктатуры".
Эта книга сохраняет все "родовые черты" предшествующих работ данных авторов. Как обычно, поражает объем обработанного материала. Десятки тем, сотни имен, разнообразие жанров - все эти особенности книги следует уже отнести к "фирменному стилю" В. Файтельберг-Бланка и Т. Колесниченко. При этом история города первой половины ХХ века дана на широком фоне мировых событий. Что, впрочем, неудивительно, если учесть, какое количество выдающихся деятелей планетарного масштаба подарил человечеству наш город, или же тех, кто так или иначе был тесно связан с Одессой (вроде Троцкого, Королева, Рихтера и многих, многих других). Однако при всем энциклопедическом размахе авторов им счастливо удалось избежать псевдонаучного языка. Книга записано живо, увлекательно, читается легко и вызывает желание глубже познакомиться с предметом исследования. Этому в немалой степени способствуют "лирические отступления" академика В. Р. Файтельберг-Бланка, которому посчастливилось лично знать многих героев книги.
Для кого это издание (как, впрочем, и предшествующие части одесской эпопеи В. Файтельберг-Бланка и Т. Колесниченко) может стать незаменимым пособием по истории Одессы, так это для школьников и студентов. Хорошо известно, что нынешняя молодежь, к великому сожалению, своими корнями интересуется слабо, историю даже родного края знает плохо (даже события столетней давности для наших тинейджеров - это, по меткому определению Бориса Пастернака, "повесть из века Стюартов"). Еще более печально, что у большинства из молодого поколения отсутствует привычка к основательному чтению, к серьезной литературе. Можно сколько угодно сожалеть об этом, но факт остается фактом и его нельзя игнорировать. Книга "Одесса в эпоху ленинской и сталинской диктатуры" при всей серьезности и даже трагичности материала написана так, что многосотстраничное повествование воспринимается не как учебник, а как увлекательное чтиво (надеюсь, авторы простят это определение). Вот где простор для молодой фантазии! Молодость живет страстями, а сколько таких историй разбросано по книге! Страсти исторические, криминальные, спортивные, творческие, даже научные - практически каждая из подобных историй (а их в книге масса) может лечь в основу увлекательного сериала. Если, конечно, наши телевизионщики и кинематографисты научатся читать еще что-нибудь, кроме собственных сценариев. А ведь так можно ненавязчиво привить молодым людям не просто знание истории своего края, но и предметную гордость за него, за тех многих и многих, кто принес Одессе ее легендарную славу.
Правда, в некоторых местах стремление авторов вместить в свою книгу как можно больше познавательного материала приводит к фрагментарности, а, с другой стороны, досадным упущениям. Например, там, где речь идет речь идет о кинематографистах, забыты такие выдающиеся мастера, как Леонид Трауберг и Марк Донской - классики не только советского, но и мирового кино. Поверхностно освещена одесская эстрада 1920-30-х гг., справедливо считавшаяся "кузницей кадров" для всего этого вида искусства во всесоюзном масштабе. Есть просто досадные огрехи, вроде упоминания "дети Мейерхольда и Райх и дети от Сергея Есенина": у великого режиссера и его обожаемой жены- одесситки общих детей не было, Мейерхольд усыновил детей Райх от Есенина. Можно еще отыскать некоторое количество "блох", но для такого мощного труда их на удивление мало. Что делает часть авторам, тем более, что вообще обойтись без ошибок в данном жанре практически невозможно.
В целом же, книга академика В. Р. Файтельберг-Бланк и журналистки Т. Н. Колесниченко "Одесса в эпоху ленинской и сталинской диктатуры" - это, несомненно, яркое явление в нашем книжном мире.
Авторы обещают "не останавливаться на достигнутом", так что будем ждать их новых работ. Надеемся, что некоторые из этих материалов также будут предварительно опубликованы в нашей газете, как это происходит на протяжении последних лет - к взаимному удовольствию и пользе для читателей.
Александр ГАЛЯС.