Номер 15 (1504), 11.06.2020

И СНОВА О ШКОЛЬНЫХ ОЦЕНКАХ

Много тем раскалывают украинское общество. Одна из них — нужны ли оценки в школе или же следует идти по европейскому пути, как то предполагает программа "Новая украинская школа" (НУШ)? В прошлом году наш автор — школьница Александра Присяжная — задавала этот вопрос своим ровесникам, их родителям и педагогам. Ответы были разные, причем среди ребят оказалось немало тех, кто защищал ныне действующую систему. Вернуться к этой теме нас побудили обращения читателей, чьи дети или внуки учатся в школах, лицеях, гимназиях. Из них мы сознательно отобрали мнения тех, кто не имеет профессионального отношения к сфере образования; как говорят в таких случаях, "для чистоты эксперимента".

"Не вижу иного смысла в оценках, чем формальный критерий для поступления в вуз. Но этот критерий именно формальный. Когда я училась в школе, физику у нас преподавал прекрасный, но очень требовательный педагог. Получить у него "четверку" считалось за счастье. И даже тем нашим парням, которые готовились поступать в технические вузы, крайне редко удалось добыть "пятерку". Единственным человеком, кто регулярно получал у "физика" отличные оценки, была девочка средних способностей, которая тупо все зубрила. Почему-то учителю это нравилось, и на выпускном экзамене она — единственная из 27 учеников — получила "пятерку".

И что же вышло в конце концов? Парни-"хорошисты" прекрасно сдали вступительные экзамены, отлично учились в своих вузах, стали успешными инженерами, один даже защитил кандидатскую по физике, а девочка-"отличница" сразу после окончания школы "выскочила" замуж, и все ее вызубренные знания по физике были благополучно забыты.

Для меня эта история, как и другие похожие, стала прекрасным уроком. Своим детям я никогда не навязывала стремления непременно стать отличниками. Сейчас оба работают в солидных фирмах, при хорошей зарплате. И я рада, что мои внуки учатся уже в новой украинской школе, где никто не донимает их оценками. Екатерина Витальевна, экономист по профессии, сейчас пенсионерка".

"Я считаю, что нельзя применять к детям с разными способностями одинаковые критерии оценки. Это мне напоминает старый анекдот, когда на уроке в школе у рыбки, птички, обезьяны и слона проверят их умение лазить по деревьям. Сколько мы знаем примеров в истории, когда, условно говоря, "троечники" становились выдающимися учеными! А сколько нынешних отличников оказываются "незнайками", если копнуть их знания глубже, чем того требуется, чтобы успешно пройти тестирование! Спиридонов".

"Без оценок обойтись нельзя! Еще никто не предложил другую шкалу измерения знаний учащихся. Другое дело, что их не должно быть так много. Не обязательно выставлять оценки на каждом уроке, после каждого ответа ученика. Можно это делать по результатам нескольких уроков, тогда у ребят не будет постоянного стресса. Например, проводить коллоквиумы, как это делают в вузах.

Есть и такое предложение: при 12-балльной системе не ставить "единицы", "двойки" и "тройки". Я вообще плохо понимаю, в чем разница между оценкой 1, 2 и 3, если все они свидетельствуют об отсутствии знаний.

Если ученик плохо знает тему, то просто надо ставить прочерк, и пусть он отрабатывает эту "пустоту". Елена Григоренко, психолог".

"Я категорическая противница оценивания знаний учеников в том виде, в каком оно существует сейчас. Я окончила школу всего 11 лет назад, и еще свежи воспоминания о тех страхах, которых натерпелась на уроках, которые не любила в силу разных причин: иногда не нравился предмет, но чаще — учителя. Может, кому-то повезло больше, чем мне, и у них были хорошие педагоги, но о большинстве из своих учителей я не могу вспомнить без содрогания. Оценки у меня были хорошие, но в основном потому что заставляли родители (о чем тоже вспоминаю с ужасом). Но какие усилия приходилось затрачивать, чтобы преодолевать свое отвращение к химии или биологии! Врагу не пожелаю!

Я не педагог и даже еще не мама, и очень надеюсь, что к тому времени, когда у меня появится ребенок, подход к оцениванию знаний изменится в лучшую сторону.

Мне, например, нравится такая идея, чтобы у каждого ученика был индивидуальный план, в котором учитывались бы его базовые знания по данному предмету, его возможности, ставились бы цели на конкретный период, которые ему под силу достичь. А в конце этого периода учитывалось, каких целей он достиг, а каких — еще нет. Это будет стимулировать ребенка к развитию.

Еще следует стимулировать ребят к творческим проявлениям, развивать их способности в том направлении, к какому лежит их душа. Если ребенок хорошо рисует или умеет делать видео, или проявляет организационные способности, пусть использует свои навыки в процессе учебы.

И все его достижения — и в учебе, и во внеклассной работе — пусть собираются в такое себе портфолио.

У кого-то оно будет больше, у кого-то меньше, но главное, что у каждого будет выделены и подчеркнуты его достижения. Тогда будет учеба со знаком "плюс", исчезнет страх перед оценками.

Я понимаю, что сейчас мои идеи кажутся умозрительными, игрой фантазии, но я верю, что мои будущие дети пойдут уже в ту школу, где будут учиться с увлечением и радостью. Вероника Крылова".

От редакции. Учитывая актуальность темы, мы предлагаем нашим читателям продолжить обмен мнениями.


Материалы полосы подготовил Андрей ТИШКОВ.