Номер 15 (862), 27.04.2007
В вашем представлении, наверное, музейные работники - сухие педантичные люди? Поверьте, это не так. В Одесском литературном музее вы встретите энергичных, молодых душой и предприимчивых людей во главе с директором Татьяной Ивановной Лептугой, заслуженным работником культуры Украины. Под крышей Литературного музея проходит столько культурных мероприятий, что их перечень не умещается в статистических отчетах. В этом году Литературный музей отмечает свой 30- летний юбилей, который будет сопровождаться встречами, презентациями и концертами.
- Татьяна Ивановна, как вам удается поддерживать такой боевой дух в музее, ведь у вас мероприятия проходят чуть ли не каждый день?
- Каждый день, причем бывает по два, по три мероприятия.
Помимо основной экспозиции, которая является нашим святым первостепенным делом, у нас проходят литературные презентации, выставки, концерты, встречи, конференции. Такой ритм был заложен в музее изначально. Литературный музей основан в 1977 году постановлением ЦК Компартии Украины и Советом Министров СССР. Его созданию предшествовала большая борьба, которую вела литературная общественность Одессы, писатели, журналисты, преподаватели, отстаивая идею создания Литературного музея. Основателем его стал Никита Алексеевич Брыгин, человек, обладавший обширными и глубокими знаниями по истории литературно-общественного движения на юге Украины покорял своим красноречием, увлеченностью, масштабностью планов и замыслов. Именно он добился того, чтобы музей расположился в бывшем дворце князя Гагарина. Хотя претендентом на это здание было Черноморское пароходство. Представляете, что это была за победа?
Правда, сначала была только идея. Никакой коллекции, на которой бы музей основывался, не было. Мы начинали с нуля. У нас не было опыта, только молодость и энтузиазм. И это отличало нас от других музеев. Потому и экспозиция получилась уникальная. И тот боевой задор, который был у нас в первые годы образования музея, сохранился и сейчас.
- А вы думали раньше, что станете музейным работником?
- Нет, никогда. Я мечтала быть преподавателем русского языка и литературы, как моя учительница Алла Петровна Трофанчук, воспитавшая во мне любовь к литературе и языку. Я заканчивала филологический факультет, когда декан факультета посоветовал мне обратиться в создававшийся тогда литературный музей. Я даже не представляла, что меня ждет. Поэтому в музей отправилась вместе с папой. Мне кажется, это было Божье провидение. За все время работы в музее мне всегда было интересно. И сейчас интересно. В Советском Союзе это был второй после московского Литературный музей! Наш музей не только Одесский, но региональный, всего Южного региона Украины.
- Поменялась ли экспозиция Литературного музея со временем?
- Нет, она была так удачно разработана, что, несмотря на изменение акцентов времени, начало перестройки и современного этапа, менять практически ничего не пришлось. Все, что заложено в экспозиции, не только интересно, но и правдиво. А некоторые темы, представленные в экспозиции, стали и вовсе прорывом. Они были закрыты в советское время. Но по недосмотру цензуры пропущены в экспозиции. Например, творчество Исаака Бабеля и тема масонов.
- А какой темой занимались вы?
- Каждый сотрудник в музее вел несколько тем, собирал и разрабатывал экспозицию. Первыми моими темами было творчество К. Паустовского и деятельность газеты "Моряк". Сначала я работала в секторе 20-30-х годов 20 века, потом перешла в сектор современной литературы. За время работы в музее мне пришлось поучаствовать во всех отделах музея: от сбора экспонатов до научной обработки и составления экспозиции. А в 1992 году я стала директором Литературного музея.
- За счет чего экспозиция Одесского литературного музея получилась уникальной?
- Первый коллектив музея был молодежным. Когда мы начинали, у нас не было ни одного профессионала музейного дела. Зато было много идей, проэктов, свое представление о музее. Благодаря этому мы не пошли по шаблонному пути, создав неординарный музей, который до сих пор вызывает восторг посетителей.
Полтора года мы собирали экспонаты. Многим азам музейного дела нас научила замдиректора по научной работе Мария Савельевна Давыдова, специалист по музейной науке. Во времена Союза у нас было много командировок в Москву, Ленинград, Киев, Харьков и другие города. Мы должны были убедить потомков в причастности поэтов и писателей к литературной жизни Одессы. Сейчас в экспозиции представлены 300 имен. А нами собрано свыше 1500 имен и 100 тысяч экспонатов. Плюс каждый год мы собираем не меньше тысячи экспонатов, благодаря которым экспозиция все время дополняется, не нарушая общий принцип.
Залог успеха экспозиции состоит в ее оформлении, в котором участвовал музейный гений Украины А.В. Гайдамак, возглавляя группу дизайнеров, куда входили Д. Вербкин, А. Хивренко, А. Борин. Так родился синтез художественного дизайна с литературной экспозицией видения. Каждый зал музея имел свой сценарий. Монтаж экспозиции шел год. И в 1984 году Литературный музей начал прием посетителей.
- Кто в основном посещает Литературный музей?
- Мы стараемся привлекать самые разные слои общества. В первую очередь - это школьники. Благодаря городскому управлению образования мы заключили договор с районами города и работаем по программе: проводим спецкурсы, подстраиваем темы под них. Сегодня уровень образования стал намного хуже. Если преподаватель литературы не знает, что написал Катаев, что говорить об его учениках!
Проводя культурные акции, мы привлекаем широкий круг людей. Например, у нас проводят конференции врачи- эндокринологи. Мы устраиваем им экскурсии, знакомим с литературной Одессой. Придут фотографироваться жених и невеста - это тоже замечательно. Собирается в нашем музее молодежь. Свыше 15 лет мы сотрудничаем с молодежной студией "Орфей", проводя концерты и лекции. Часто презентуем авторов новых книг, особенно если они касаются истории Одессы. В наших стенах проходит посвящение в гимназисты (гимназия № 2). Мы сотрудничаем с экономическим университетом, академией связи, студентами медучилищ и других учебных заведений. К нам приходят много гостей города, иностранцев.
Но хочу сказать, что если морально наша экспозиция не устарела, то физически здание не ремонтировалось с 1984 года. А в год нас посещают более 150 тысяч человек. При таком количестве посетителей здание не может находиться в нормальном состоянии. Ремонт не проводился с 1982 года. А дворцу князя Гагарина уже 150 лет! Впрочем, эта проблема актуальна для всех одесских музеев. Они находятся в очень плохом состоянии. А ведь это туристические объекты, которые посещают в первую очередь. Почему кафе и рестораны должны блистать, а музеи ветшать и разрушаться?
Не менее острая проблема у нас сейчас с кадрами. Молодые, узнав о заработной плате, идти к нам не хотят. Для нас сорокалетний сотрудник считается очень молодым. А что будет через 10 лет, кому мы передадим свое дело? Ведь музейному делу надо учиться. В вузах его не преподают. Сотрудник музея - это штучный продукт, который готовится на месте, тут нужен индивидуальный подход. Да и не каждый сможет работать в музее. У нас не задерживаются случайные, равнодушные люди. Поэтому сотрудники нашего музея не могут поступиться своим делом и уйти.
В последнее десятилетие музею приходилось особенно тяжко. Но, несмотря на трудности с финансированием, мы смогли открыть два филиала: музей Константина Паустовского в Одессе и музей Степана Олейника в селе Ливадовка Николаевской области. В наших планах организация еще двух филиалов музея в Одесской области - Христа Ботева в селе Задунаевка и в Умани. Но для этого хотя бы нужен транспорт.
Мы очень благодарны нашим спонсорам, которые нас поддерживают: ЗАО "ПЛАСКЕ", которое оказало помощь в издании книг и оформлении сада скульптур, "Укрферри" - в проведении международной конференции по Паустовскому, Одесскому порту, Сергею Рафаиловичу Гриневецкому, Эдуарду Иосифовичу Гурвицу и многим другим.
Благодаря спонсорской поддержке мы можем реализовывать культурные проекты, которые нужны нашему городу. Это и демонстрация выставки литературной Одессы в Польше, и обмен студентами с Гамбургом, и проведение международной конференции "Возвращение авангарда", собравшей искусствоведов со всего мира. В этом году мы презентуем юмористическо-музыкальный сборник, своеобразный "капустник" из жизни нашего музея. Этот сборник ломает стереотипы образца музейного сотрудника и раскрывает иной мир: интересный, юмористический и в то же время исторический. Мы иронизируем на тему сегодняшней жизни, потому что имеем на это право с позиции истории и литературы.
В этом году Одесскому литературному музею исполняется 30 лет, это возраст самого расцвета сил и возможностей. И судя по его энергичному коллективу, который, несмотря ни на что и вопреки всему, сделал Литературный музей не только национальным достоянием, но и центром культурного развития, он еще преподнесет нам немало сюрпризов и подарков. Тем более, что в юбилейный год в музее запланированы праздничные мероприятия. Так что, спонсорам есть где поучаствовать во благо города и культуры.
Беседовала Инна ИЩУК.
Фото автора.