Номер 14 (1454), 18.04.2019
С начала нынешнего года в Одессе зафиксировано 496 случаев заболевания корью, в том числе 210 - у детей до 17 лет, причем 92 % заболевших не были ни разу привиты от кори.
Такова суровая правда статистики.
Но даже цифры не убеждают противников вакцинации. Впрочем, как выяснилось, одесские антипрививочники далеко не одиноки. Подобная проблема существует даже в такой образцово европейской стране, как Швейцария. О чем свидетельствует статья Сибиллы Бондольфи (перевод Надежда Капоне), помещанная на сайте SWI Swissinfo, выразительно названная "Прививочный скептицизм - феномен богатого общества?" Учитывая значимость и спорность проблемы, мы помещаем основную часть этой показательной публикации.
"В начале февраля 2019 года в одной из швейцарских Вальдорфских школ произошла вспышка кори. Чтобы предотвратить эпидемию, власти отстранили от учебы 60 непривитых детей, посещавших это учебное заведение. Штайнеровские школы в Швейцарии не в первый раз уже становятся первопричиной эпидемий кори, что подтвердил и представитель Федерального ведомства здравоохранения Швейцарии (BAG). По его словам, все происходящее в этой школе "вовсе не случайно"...
Чтобы понять, почему именно в штайнеровских школах число невакцинированных детей превышает средние нормы, мы обратились к Бернхарду Вингайеру, врачу-антропософу, нам показалось важным узнать мнение этого опытного специалиста по педиатрической и подростковой медицине, практикующего в антропософской клинике города Арлесхайм.
По его словам, антропософия рассматривает человека более широко, не желая видеть в нём просто физическое существо, что оказывает непосредственное влияние и на то, каким образом антропософская медицина понимает суть заболевания как такового. "Мы верим в то, что человек обладает потенциалом самоисцеления, и мы знаем, как можно выявить и активировать этот потенциал", - говорит Б. Вингайер. - "Болезнь рассматривается нами не только как зло, которое надо устранить любой ценой, но еще и как путь развития, пройти который важно особенно в детском возрасте".
Преодолевая воспалительные процессы и инфекционные заболевания, ребенок учится справляться с жизненными кризисами, что способствует его общему развитию, а также укреплению иммунной системы. В отличие от "настоящих противников вакцинации" - о них чуть позже - антропософские врачи не столь категоричны и не выступают вообще против всех прививок. Сам Б. Вингайер в обязательном порядке рекомендует, например, провести вакцинацию от столбняка. "В антропософии очень важно осознание и признание индивидуальности", - говорит он.
Поэтому в области детских болезней он всегда консультирует родителей строго в индивидуальном порядке. И как раз поэтому многое зависит от того, в какой жизненной ситуации находятся сами родители. Мать-одиночка, которая вынуждена много работать, скорее всего, в меньшей степени будет способна грамотно ухаживать за ребенком с высокой температурой.
"Но если родители могут позволить себе ухаживать за ребенком, который заболел корью, то тогда лучше подождать с вакцинацией вплоть, самое позднее, до возраста полового созревания, потом все-таки сделать прививку, поскольку к особенно серьёзным осложнениям корь приводит именно во взрослом возрасте".
Такого рода "индивидуальный подход", характерный для антропософов, сейчас очень популярен в Швейцарии - даже среди тех, кто антропософом вовсе не является. Филип Тарр курирует реализацию национальной научно-исследовательской программы "Родители-антипрививочники и медицина в Швейцарии" будучи одним из главных врачей Кантональной клиники кантона Базель-сельский.
По его словам, "тот факт, что люди задают вопросы и подвергают сомнению официальные рекомендации врачебных инстанций, в принципе является признаком нашего века постмодернистской и персонализированной медицины". Проблема, однако, заключается в том, что, по мнению ВОЗ, противники вакцинации и прививок стали уже настоящей глобальной угрозой, а индивидуалистический подход в медицине противоречит целям Всемирной организации здравоохранения по искоренению определенных видов опасных инфекционных заболеваний, в том числе и таких, как корь.
Вторая проблема заключается в том, что непривитые люди могут объективно подвергать опасности других людей, которые не могут быть вакцинированы, например детей и беременных женщин, а также лиц, чья вакцинация оказалась неэффективной. Например, в Швейцарии в 2018 году привитый мужчина умер от кори, потому что его иммунная система была подавлена химиотерапией. Индивидуализм, таким образом, сталкивается на определённом этапе и с принципами общественной ответственности и солидарности.
В связи с этим возникает вопрос - чем отличаются родители, не делающие прививки своим детям, от остальных? Что объединяет их, есть ли у них какие-то общие признаки, ведут ли они похожий образ жизни? По каким причинам они так поступают? Отметим первую особенность: например, уровень вакцинации особенно низок в Германии - богатой стране. В Соединенных Штатах непривитые дети также чаще всего встречаются в хорошо образованных белых семьях, принадлежащих к "высшему среднему классу".
Разумеется, нечто похожее встречается нередко и в афроамериканских семьях, но, как правило, необразованных и живущих в неблагополучных районах. Получается так не потому, что так хотят эти семьи, а просто потому, что они элементарно не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи. Так что данное исключение скорее подтверждает правило, недаром в своё время в США регистрировались вспышки инфекционных заболеваний в изолированных религиозных общинах (мормоны или амиши), отнюдь не являющихся бедными.
В Швейцарии можно наблюдать похожие вещи. "Мы отмечаем, что в первую очередь не хотят, чтобы их детям делали прививки, как раз хорошо образованные родители", - говорит Марк Вичи, глава отдела рекомендаций по вакцинации Федерального ведомства здравоохранения. По его словам, отказ от прививок стал отличительным феноменом именно состоятельных, богатых слоёв общества и стран. Кроме того, скепсис в отношении прививок распространен в кругах эзотериков, последователей нетрадиционной медицины и любителей всего естественного и природного.
Тем не менее в Швейцарии полностью отвергают любую вакцинацию только от одного до трех процентов населения, дилетантски верящих в заговор фармацевтической промышленности и в то, что прививки влекут за собой серьезные осложнения для здоровья.
"Мотивы отказа от вакцинации в обществе очень разнообразны и варьируются от сомнения в безопасности вакцин вплоть до концепций, в соответствии с которыми "природный", или "биологический", образ жизни изначально предпочтительней, а значит, и иммунитет, приобретенный естественным образом, лучше иммунитета, вызванного вакцинами", - разъясняет Филипп Тарр.
Уровень вакцинации в Швейцарии, как обычно, сильно отличается от кантона к кантону. Это связано не только с разным отношением населения к вакцинам - консервативные немецкоязычные швейцарцы, как правило, более скептически настроены, чем франко- и италоговорящие, - но и с наличием или отсутствием квалифицированного доступа к прививкам: например, в кантонах, в которых реализуются программы школьной вакцинации, доля привитых детей значительно выше среднего. По словам Марка Вичи многие швейцарцы забывают о прививках и по чистой халатности. Другие же ошибочно считают, что иммунизация против некоторых заболеваний, таких как корь, просто не нужна.
Важно в этой связи уточнить, что обязательными прививки в Швейцарии не являются. Вводить обязательную вакцинацию, как в Италии, Франции или США, здесь никто не планирует. В Швейцарии такое требование просто не будет иметь политических шансов на реализацию. "Закрепленная в Конституции свобода граждан Швейцарии сама по себе является самым важным аргументом против введения системы принудительной вакцинации", - подчеркивает Филипп Тарр.
Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ.