Номер 12 (859), 06.04.2007
ДИСПУТ-КЛУБ
Все смешалось в нашем одесском доме. Приметы последних лет делают его не просто разнообразным, а каким-то причудливым. Недаром здесь черпали вдохновение юмористы и сатирики всех времен, для этого даже на "Привоз" не обязательно было ехать, просто иди по улицам, читай вывески... Но сейчас, по словам нашей читательницы с педагогическим образованием Натальи Почтаренко, количество парадоксов в окружающей жизни явно зашкалило. Причем на всех уровнях и во всех сферах жизни.
Публикуя в "Порто-франко" (№ 5 от 9 февраля с.г.) отклики на письмо семиклассника Ю. Денисова, изложившего свое мнение по поводу большой нагрузки у школьников, редакция предполагала ограничиться данной подборкой. Но, как оказалось, продолжение следует. Напомним, что поводом для письма школьника и последовавшей за ним дискуссии послужило предложение депутата горсовета Лидии Голубенко внимательней отнестись к причинам, по которым современные дети не слишком горят желанием усваивать предлагаемые им знания. Лидия Николаевна говорила не только о перегруженности учебной программы. Даже старая, неудобная школьная мебель в какой-то мере влияет на восприятие учебного материала, поэтому ее необходимо как можно быстрее заменить новой, более комфортной и современной. Но, кроме этого, у вопроса еще столько граней!
Да, слагаемых, из которых складывается желание у ребят учиться, слишком много, и второстепенных деталей в этом вопросе нет: все главные. Продолжает тему, слишком актуальную для того, чтобы быть закрытой, директор школы № 25 Малиновского района Одессы Ирина Козакевич.
Вопрос, на мой взгляд, тесно связан с мотивацией получения знаний. Ребята не могут в большинстве случаев дать себе ответ на вопрос "зачем мне быть умным, что конкретно мне это даст в жизни?". Раньше все было ясно: будешь мало знать в институт не поступишь. Но та дезориентация, которая произошла в обществе за последние годы, смещение шкалы ценностей в сторону материальных интересов сбили с толку и многих взрослых. Что говорить о детях, которые просто не понимают, зачем им быть образованными людьми, как не понимают самого понятия "человек, обладающий широким кругозором". Кругозор формируется, прежде всего, кругом чтения и плодотворным общением ребят друг с другом и взрослыми учителями, родителями...
Именно с этим общением, по мнению Ирины Станиславовны, сегодня и наблюдаются наиболее ощутимые сложности. О начитанности юного поколения говорить не приходится, и не только потому, что в наши дни книгу действительно заменил компьютер. Любимые персонажи Гарри Поттер и разнообразные монстры, чудовища, "властелины колец", с которыми герои борются исключительно при помощи магии и волшебной палочки. Для чего этим "героям" знания математики и языков, если всего можно добиться каким-нибудь заклинанием? Родители зачастую слишком заняты для того, чтобы объяснять детям ложность такой постановки вопроса. Да и многие ли из них могут проследить за интересами своих чад, путешествующих в виртуальных реальностях сколько душе угодно?
О путешествиях этих разговор особый. В былые годы игровые аттракционы редко можно было найти за пределами парков отдыха, да и игры были безвредные морской бой, тир да футбол под стеклянным панцирем, после которого только и хотелось, что погонять настоящий мяч по настоящему зеленому стадиону.
Сегодня соблазнов для неконтролируемого юного создания чересчур много, за всеми ими стоит большой, хорошо окопавшийся бизнес. Услужливо предлагают "интересно провести время" разнокалиберные киоски и залы игровых автоматов. На некоторых из них скромно указано что-то вроде "кроме лиц до 18-ти лет" в угоду требованиям законодательства, стреляющего по этому бизнесу в основном холостыми патронами. А за затемненными окнами разворачиваются другие азартные стрелялки, которым "все возрасты покорны".
Насколько актуальна, на ваш взгляд, эта проблема, и как вы с нею справляетесь? поинтересовалась я у директора школы.
Этот вопрос пришлось решать в первую очередь из-за близости к школе игровых заведений, ответила Ирина Станиславовна. Наши ученики из организации школьного самоуправления "Новое поколение" систематически проводят рейды по местам возможного нахождения учеников, которых принято называть трудными. На самом деле трудные годы бывают у всех ребят, главное, чтобы взрослые захотели направить их энергию в нужное русло. Детям в любом возрасте необходимы контроль и внимание, но контроль в переходном возрасте должен стоять на первом месте. Вот мы и контролируем тех, кто хотя бы однажды был замечен в игровом зале, не прогуливают ли они уроки: каждый учитель ставит в его дневнике подпись, а в конце дня расписывается директор и классный руководитель. Жестко, но иного выхода нет. Родители, которых мы ставим в известность о новом увлечении их ребенка, соответственно ежедневно проверяют дневник и также ставят свою подпись.
Природа, конечно, не терпит пустоты, и кроме контроля к такому ученику педагоги проявляют повышенное внимание поощряют отметками, дают общественные поручения. Каждую неделю в школе № 25 проводится тематический выпуск стенных газет. Почему бы очередную газету не поручить оформить новоявленному игроку, чтобы он не забивал в жизни голы в собственные ворота? Заинтересованный, поработавший в библиотеке, да еще увидевший плоды своего труда (а может, и награжденный), он постепенно поймет, что есть на земле вещи не менее интересные, чем компьютерные боевики и нелепые "запретные зоны".
Большое внимание уделяет вопросам сотрудничества семьи и школы начальник городского управления образования и науки Наталья Владимировна Савельева. В числе вопросов анкеты, предложенной родителям при подготовке общегородского форума на эту тему, был и такой: что может сделать школа, чтобы отвлечь ребенка от улицы и интернет-клубов?
Ирина ЮРИНА.
От редакции. Приглашаем к продолжению разговора
руководителей других школ, родителей, методистов, психологов
и всех тех, кому небезразлична судьба детей, многих из
которых уже называют интернетзависимыми.