Номер 11 (807), 24.03.2006
(Окончание. Начало в №№ 9-10.)
Все праздники имеют начало и конец. Закончились "десять дней, которые потрясли мир" музыкальной Одессы. Названы имена победителей. И вновь наивысшая награда Гран-при (в этом году это были статуэтка, золотая медаль и 20 тысяч долларов США) отбыли в сторону восходящего солнца. Именно в "сторону", а не в страну, так как в этом году победителем конкурса стала не японка, а кореянка СОУ ЯНГ ЮН, чей смычок способен исторгать из скрипки поистине удивительное звучание. Впрочем, и как виртуоз юная скрипачка тоже была отмечена специальным призом Министерства культуры и туризма (такой же приз за виртуозность получил лауреат IV премии конкурса скрипач из Молдовы Илиан Гирлиц). И еще дважды выходила на сцену за получением наград юная кореянка. Вместе с Вячеславом Шестиглазовым и Виорикой Курылив она была удостоена стипендии, дающей возможность поездки на фестиваль мастер-классов, а польское общество им. Витольда Лютославского наградила СОУ ЯНГ ЮН дипломом за лучшее исполнение поэмы Мирослава Скорика (специально написанной к конкурсу) и приглашением на фестиваль им. Лютославского в Варшаву. Кстати, поэмой М. Скорика для скрипки с оркестром СОУ ЯНГ ЮН открыла концерт, посвященный окончанию II Международного конкурса скрипачей им. Д.Ф. Ойстраха. Во втором отделении концерта СОУ ЯНГ ЮН исполнила вторую и третью части концерта Брамса для скрипки с оркестром, окончательно покорив публику, которая убедилось, что ей довелось услышать восходящую звезду.
Лауреатом I премии стал россиянин Вячеслав Шестиглазов (напоминаем: золотая медаль и 15 тысяч долларов).
Вторую премию (серебряную медаль) жюри решило никому не присуждать.
Лауреатами III премии (бронзовая медаль и семь тысяч долларов) стали Януш Вавровский (Польша) и Чихару Таки (Япония).
Лауреатом IV премии, как уже упоминалось, стал Илиан Гирниц. V премию жюри поделило между Александром Каганом (Россия) и Джентаро Каджитоми (Япония). Лауреатом VI премии стал украинец Сергей Сухобрусов.
Вот так распределились лауреатские места между восьми участниками конкурса, прошедшими в III тур. Киевлянка Виорика Курылив, тоже преодолевшая барьер двух туров, в III туре не смогла выступить по состоянию здоровья. Однако жюри и по первым двум турам оценила одну из самых молодых участниц конкурса, присудив ей специальную премию скрипку кремонских мастеров и книгу знаменитого итальянского скрипичного мастера профессора Леонидаса Рафаеляна. Кроме того, Курылив была отмечена премией общества Витольда Лютославского и, как говорилось выше, стипендией для участия в фестивале мастер-классов.
Жюри сочло возможным учредить еще четыре награды в виде дипломов, которые были вручены четырем участникам, не прошедшим в III тур Артему Шишкину (Беларусь), Александру Прушинскому (Россия), Анастасии Агаповой (США) и ученику школы им. Столярского Алексею Семененко (класс З. Мерцаловой). Алеша получил также приз зрительских симпатий смычок кремонских мастеров и возможность пройти мастер-классы в Зальцбурге (благодаря профессору из Австрии М. Фришеншлагеру члену жюри) и в Цюрихе за счет Швейцарского фонда проф. Захара Брона (напоминаем председателя жюри). Вместе с ним в Цюрих поедет еще одна наша одесситка Маша Могилевская.
Вообще жюри этого года оказалось необычайно щедрым, при чем не только за счет призового фонда, а внося свои личные средства. Профессор Брон выделил не только 1200 долларов США четырем ребятам, получившим дополнительные дипломы, но и за его счет были вручены дополнительные подарки всем призерам. Например, Сергей Сухобрусов получил комплект струн, канифоль и DVD с записями уроков проф. Брона. Такие же комплекты DVD, комплекты струн, канифоль и т.д. были подарены школе им. Столярского. О стипендиях писалось выше.
Такая щедрость в сочетании с тем, что ни один из украинских скрипачей не занял высокого призового места и ни один из одесситов не прошел в III тур (во II тур прошел лишь Алеша Семененко) говорит о многом. Во-первых, о бедности материальной. Во-вторых, о бедности нашей скрипичной школы. Одесса перестала быть скрипичной Меккой. Можно долго вспоминать и перечислять славные, а порой и великие имена тех скрипачей, которых взрастила Одесса. Но сколько ни говори "халва" во рту слаще не станет. Можно себя успокаивать тем, что природа отдыхает на детях и ждать, что вот внуки проявят себя, что в Одессу вернется былая слава. Кстати, одним из путей возвращения славы могут служить конкурсы, подобные прошедшему. Не только опыт участия в конкурсах, не только опыт знакомств с другими школами, не только прошедшие в конкурсах мастер-классы, но и возможность после конкурса поехать на стажировку за границу. Поехать, как ни парадоксально звучит, к нашим же бывшим профессорам, которых страна не удержала. А это снова потеря талантов. Не секрет, что многие наши талантливые музыканты, стажируясь за рубежом, там и остаются.
Преподаватели консерватории считают, что большой урон обучению музыкантов стало распространение на творческие вузы болонского процесса. Музыканты, которые должны трудиться до кровавых мозолей (для скрипачей это выражение имеет прямой смысл) вынуждены, чтобы не застрять на степени бакалавра, отложив в сторону смычок и скрипку, браться за перо и писать далеко не всем нужную теоретическую работу, чтобы получить степень магистра. Интересно, что за рубежом далеко не все страны, подписавшие Болонскую конвенцию, бездумно внедряют все ее положения в учебные заведения, готовящие специалистов по искусству.
Художественная одаренность дело тонкое. Не все композиторы были такими виртуозами, как Паганини, Рахманинов, Моцарт, Лист, Шопен. Не все виртуозы сочиняли музыку и были теоретиками. Многоуважаемой Людмиле Наумовне Гинзбург блестящей пианистке и педагогу, воспитавшему плеяду прекрасных исполнителей-пианистов, было просто недосуг садиться за теоретическую работу. Ее время последние годы полностью забирал учебный процесс. И она не имела звания полного профессора. Нельзя насиловать природу таланта. Если музыкант видит свое будущее в исполнительстве, хочет совершенствоваться в этом направлении, то сажать его за письменный стол, значит красть у него время, предназначенное для работы над шлифованием своего таланта.
Как сказал профессор Михаэль Фришеншлагер, Одесса не может жить только старыми традициями, скрипичной школе Одессы нужно идти вперед, не отбрасывая старого, но в поисках нового. Нужно заново создавать скрипичную школу. И может быть вновь родится чудак, для которого весь смысл жизни будет в его учениках, и это будет новый Столярский.
Елена КОЛТУНОВА.
На снимке: СОУ ЯНГ ЮН и статуэтка "Крылатая
скрипка".