Номер 11 (756), 25.03.2005

ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

Когда я спросила Михаила РЕВУ, что снилось ему в детстве, он ответил: "В детстве я во сне летал".

И, как ни странно, больше ни одного сна он не припомнил. Впрочем, медики утверждают, что даже если человек и не помнит своих снов, то это не значит, что они ему не снились. Думается, что те фантастические формы, которые Рева воплощает в скульптурах, в малой пластике и рисунках, пришли из образов, которые скульптор и художник видел в чудесных детских снах, оставшихся в его подсознании. И может быть, из этих снов родились декорации Ревы к спектаклю "Принцесса Брамбилла" по Э.А. Гофману.

На персональной выставке заслуженного художника Украины Михаила РЕВЫ, открывшейся в Музее западного и восточного искусства, пришедшая на вернисаж публика не могла сдержать возгласов восторга. Знакомые в основном с монументальными произведениями скульптора посетители с восхищением рассматривали статуэтки, кофейники, блюда, солнечные часы, скрипки, столовые наборы, архитектурно-декоративные композиции, эскизы к проектам, графику, фотографии ювелирных изделий... Рева очень точно чувствует и подбирает материал для своих работ. Медь, дерево, сталь, оргстекло, стразы дают возможность художнику выразить то, что составляет суть, идею замысла. Очень интересно Рева обыгрывает структуру поверхности изделия. Блестящая гладь "Всевидящего ока" (сталь, стекло) и орнаментированные россыпью медных завитушек, укладывающихся в выразительный рисунок, блюда и диски. Многие работы Михаила Ревы несут в себе некий философский смысл, некоторые – аллегоричны, но даже те, которые, казалась бы, смотрятся просто декоративными, заставляют задуматься хотя бы в силу необычности замысла и его воплощения.

Кстати, есть на выставке и эскир фонтана "Рояль", который должен украсить Театральную площадь по окончании реставрации Одесского оперного театра. Есть и изумительной красоты скрипки (медь, позолота,фарфор), подобные той, что Рева мечтает сделать символом Одессы – города, который недаром называют "скрипичной Меккой".

Выставка Михаила Ревы – это его творческий отчет за два десятилетия, или, как он подсчитал, за 7035 творческих дней. (Предыдущая выставка проводилась в Одессе 5 лет назад). Открытие выставки совпадает с 45-летием художника. Это возраст, когда уже можно подводить итоги и когда еще все впереди.

Каковы же итоги? Перечислим основные из работ скульптора:

Фонтан "Источник", посвященный 200-летию Одессы.

Барельефы "Четыре стороны света" к монументальной скульптуре Э. Неизвестного "Золотое дитя" (Одесса).

"Ангел милосердия" (бронза, позолота) на знаменитом "Доме с ангелом", как называют одесситы Центр реабилитации детей-инвалидов.

Статуэтка "Гран-при" для МКФ "Золотой дюк".

Статуэтка "Гран-при" для МТВФ "Мастер Гамбс".

Сам "12-й стул", установленный в Одесском горсаду.

Это те работы, которые можно увидеть в Одессе.

А еще: Приз Питера Брегена "За преодоление невозможного" (создан по заказу Национального географического общества Великобритании), статуэтка "Гран-при" для Украинского национального конкурса в области архитектуры. Как уже было сказано – это основные работы художника из тех, что можно увидеть воочию.

Работы Михаила Ревы находятся в музеях Украины, Италии, США, Франции, России, в частных коллекциях мадам Помпиду, Марчелло Мастроянни, Дональда Трампа, президента Франции Жака Ширака, президента России Владимира Путина, президента Туркменистана Сапармурата Ниязова... Дальше следовало бы перечислить всех королей, эмиров, президентов тех стран Востока, в чьих коллекциях находятся работы Михаила Ревы, но их длинные имена заняли бы слишком много места. Лучше скажем еще несколько слов о самом художнике.

Михаил Рева родился в г. Керчи в семье капитана дальнего плавания. Учился в академии декоративно-прикладного искусства и дизайна в г. Санкт-Петербурге (т.н. Мухинское училище). В 1990 году получил золотую медаль Академии искусств СССР за лучшую дипломную работу в сфере архитектурно-декоративной пластики. В тот же год уехал на стажировку в Италию, в Римскую Академию искусств. На счету М. Ревы участие в почти двух десятках крупных выставок, в том числе международных, включая выставки, проводимые за рубежом.

Просматривая перечень выставок, их тематику и названия работ Михаила Ревы, я обнаружила два названия, в какой-то мере подтверждающие то, о чем говорилось в начале статьи. Это персональная выставка "Сны Монтесумы" (1996 г.) и "Алтарь детских снов" (2000 г.). "Алтарь детских снов" (медные плакеты на деревянной панели) экспонируется на нынешней выставке.

Итак, все же сны, прекрасные сны художника, воплощенные в осязаемых материалах, можно увидеть в Музее западного и восточного искусства. А увидев, уйти зачарованным, чтобы долго еще вспоминать эту необыкновенную выставку.

Елена КОЛТУНОВА.