Номер 09 (856), 16.03.2007
АРХИВ
135 лет назад была учреждена первая в России литературная премия за драматургические произведения. Учредил ее одесский негоциант Иван Юрьевич (Георгиевич) Вучина.
Почему такая премия появилась именно в Одессе, городе, который никогда не был законодателем театральной моды? Конечно, определенную роль сыграли личные пристрастия негоцианта, но в еще большей степени на то была общественная потребность. Дело в том, что в царской России репертуарная политика театров строилась сугубо на административной основе. Так называемые театрально-литературные комитеты в Петербурге и Москве определяли репертуар императорских театров; без их одобрения никакая пьеса не могла попасть на сцену императорских театров. А поскольку до 1882 года в столицах невозможно было открывать другие публичные театры, то обычно в провинции шли пьесы, которые ставились на столичной сцене. Пробиться другим произведениям было почти нереально. В этих условиях те, кто ратовал за расширение репертуара, за независимость его от официальных установок, пытались использовать в этих целях премии за драматургические произведения, причем именно за пьесы.
Инициатором первой премии такого рода и стал одессит Иван Вучина. Он внес из своих средств 10000 рублей, чтобы на проценты с этих денег ежегодно лучший драматург мог получить 500 рублей серебром (деньги, прямо скажем, немалые). Премия эта, высочайше утвержденная в 1872 году, так и называлась: "Премия Ивана Георгиевича Вучины". Присуждал ее историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса). Интересны критерии, по которым происходил отбор. Сочинение должно было быть "чисто народным (но не простонародным), написанным чистым русским литературным языком <...> иметь воспитательный характер, не скучно поучая, но создавая действительные типы, взятые из народной жизни, и проводя в народ, с помощью художественного вымысла, здравый взгляд на жизнь, или возбуждая в нем национальное чувство воспроизведением славных событий из отечественной истории". При этом для участия в конкурсе принимались исключительно рукописи; опубликованные или хотя бы шедшие на сцене пьесы, комиссия не рассматривала.
Следует отметить, что отбор велся исключительно строго, не в пример нынешним конкурсам, где непременно есть лауреаты, вне зависимости от качества. Впервые премию Вучины присудили только в 1879 году, т.е. семь лет спустя после учреждения. Правда, в известной мере это объяснялось консерватизмом театральных взглядов тех, кто проводил отбор: более 20 дет это был известный историк древнерусской литературы, профессор Новороссийского университета И. С. Некрасов, а затем его сменила комиссия из профессоров филологического факультета. В основном эти люди занимались историей театра и литературы, их взгляды были преимущественно историческими, далекими от запросов современного зрителя. Потому, по мнению нынешних исследователей, награды получали пьесы эпигонские, что давало повод тогдашним театральным критикам для издевки: "Почтенные профессора" добросовестно и в поте лица читают и читают, а все, что читают, - чепуха. Тут одно из двух: или чепуха это только на взгляд "почтенных профессоров":, или же второе предположение: почему- либо на соискание премии Вучины никто из возможных лауреатов пьес не посылает. Потому что - за десятки-то лет! - было же в русском репертуаре достаточно пьес хороших <...>. Почему же не шлют пьес на конкурс? Избегают ли слишком кропотливой добросовестности почтенных профессоров или же не знают о том, что где-то в Одессе при университете, у почтенных профессоров, имеется такая премия?" Тем не менее первая русская премия за драматургию сыграла определенную роль в развитии русского театра. По крайней мере, она стимулировала появление других театральных премий, той же Грибоедовской (учреждена шесть лет спустя), которой награждались уже действительно яркие пьесы. Так что русское театральное творчество в известном долгу перед одесским негоциантом Иваном Вучиной, о чем, впрочем, оно даже не догадывается.
Гелий АЛЕКСАНДРОВ.