Номер 07 (1400), 2.03.2018
(Продолжение. Начало в №№ 3-6.)
Волшебная шкатулка
* * *
От Лувра на другой берег Сены ведут несколько мостов. Перейдя любой из них в этом районе, вы окажетесь на набережной Анатоля Франса, а значит, в непосредственной близости к одному из самых интересных музеев Европы.
По иронии судьбы это сооружение тоже пережило период упадка и планировалось под снос. А история его начиналась радужно. Ко Всемирной выставке 1900 года было решено соорудить новый роскошный вокзал в самом сердце столицы. Дело шло споро. За два года удалось создать шедевр архитектуры и технической мысли площадью 45 тысяч квадратных метров с 16 платформами, отелем и ресторанами. Архитектор Лалу использовал все доступные на тот момент технологии, и вокзал д`Орсэ получил величественную отделку под мрамор, конструкции из металла и стекла, дающие ощущение воздушности и пропускающие много света. Вокзал отработал до начала Второй мировой войны, а потом был заброшен. Здесь разве что устраивали павильоны для съемки фильмов. В 1973 году тогдашний президент страны Жорж Помпиду объявил здание национальным памятником и решил создать музей, который должен был вместить шедевры периода с середины ХIХ до Второй мировой. Таким образом д`Орсэ хронологически как бы перехватывает эстафету у Лувра.
Музей д'Орсэ |
Кто бы как ни оценивал это направление в искусстве, но французская живопись именно начиная с импрессионистов стала знаменита на весь мир, приобрела массу поклонников и последователей, взвинтила цены на картины до рекордных высот. В музее д`Орсэ весь верхний этаж отдан мастерам импрессионизма и их последователям. Считается, что это крупнейшая коллекция, где вы найдете основоположников жанра Камиля Писсарро и Клода Моне, их коллег Анри Ренуара и Поля Сезанна, Эдуарда Мане и Эдгара Дега, Поля Гогена и Винсента ван Гога, Сислея и Тулуз-Лотрека, десятки других примкнувших к ним мастеров. Обилие великолепных полотен, интерьеры и атмосфера самого музея просто не могут оставить равнодушными даже тех, кто не интересуется живописью. Мы выходили из здания бывшего вокзала с ощущением того, что проникли в еще одну волшебную шкатулку.
Отдадим должное любви французского президента Жоржа Помпиду к искусству и умению воплощать эту любовь в конкретные дела. О спасении д`Орсэ я уже упоминал. Но еще раньше, в 1969-м, было принято решение в одном из старых районов Бобур создать центр современного искусства. Народный конкурс принес несколько неожиданные результаты. Выбрали ультрасовременный вариант из стекла и металла, который внешне не очень-то гармонировал с исторической застройкой. В итоге Париж получил огромный разноцветный комплекс (сто тысяч квадратных метров!), опоясанный трубами. Музей современного искусства собрал и систематизировал произведения периода после Второй мировой. Таким образом замкнулась цепочка, протянутая от Лувра и д`Орсэ.
Неподалеку от Центра Помпиду веками находился гигантский крытый рынок, который мы знаем по роману Эмиля Золя "Чрево Парижа". Так вот, сообщаю: чрева на своем старом месте давно нет. В 1969 году (при том же Помпиду, кстати) была проделана фантастическая операция. Десяток павильонов из чугуна, стали и дерева разобрали и... перевезли за черту города. Заметьте, старье не утилизировали и не растащили на сувениры и дачные участки, а перетащили на новое место, вдохнув в конструкции новую жизнь. А на месте Чрева Парижа возник многофункциональный торгово-развлекательный комплекс с магазинами всего на свете, банками и ресторанами, кинотеатрами (их тут с десяток) и художественными салонами, с паркингами и даже станцией метро.
Если пройтись набережными Сены, во многих местах увидите ряды мелких торговцев. Здесь можно обнаружить старинные предметы, столетней давности открытки и фотографии, фарфоровые фигурки и часы на цепочке, монеты и марки, сувениры из экзотических стран Азии и Африки. Особняком стоят стульчики и пюпитры художников. Кто-то в сотый раз рисует сонное течение реки и переброшенные между ее берегами мосты, кому-то по душе благородная старина зданий, а кто-то обещает за пять минут набросать ваш портрет. Такое впечатление, что эти люди существовали здесь всегда. Вне времени и обстоятельств...
* * *
Поздний вечер. Елисейские поля светятся рекламой.
Одна из них приглашает на шоу в популярном заведении под названием "Лидо". Кто не знает, объясню. Это популярнейшее кабаре, каких в Париже несколько. Из тех, что на слуху, это, безусловно, "Мулен Руж", "Фоли-Бержер", "Крейзи Хорс" и "Лидо". Самое живописное из этих заведений, скорее всего, "Мулен Руж" ("Красная мельница"), расположенный в богемном районе на Монмартре вблизи недоброй славы Пляс Пигаль с ее сомнительными ночными заведениями и стрип-клубами. Но само кабаре "Мулен Руж" сегодня вполне благопристойное заведение, где на шоу почти всегда собираются полные залы, где за крошечными столиками вам выдают бутылку шампанского на двоих и не дают возможности пошевелиться. Разве что похлопать. Зрителей плотно утрамбовывают. Ведь именно "Мулен Руж" был славен своими завсегдатаями-художниками. Тулуз-Лотрек рисовал для шоу афиши, а еще - своих знаменитых клоунесс и танцовщиц. С его подачи пошло в массы словечко "канкан", обозначающее зажигательный танец с выбрасывание вверх одновременно десятков обтянутых ажурными чулками ног. Вы скажете: кто ж не знает канкан? Сегодня знают все. Но сто с лишним лет назад этот танец в чопорной Европе считался верхом вульгарности. Как и вся обстановка кабаре...
Но вернемся на вечерние Елисейские поля и станем в длиннющую очередь жаждущих попасть в респектабельное "Лидо". Да-да, в свое время посещение "Мулен Руж" в богемных кварталах столицы было не равно выходу в свет на Елисейских полях. Хотя программы не особо отличались. На сей раз нам достался столик в первых рядах наискосок от сцены. Все происходило едва ли не над нашими головами. Мы убедились в поразительной слаженности работы танцоров, в прекрасном оформлении сцены и подборе костюмов. Сегодня кабаре использует все технические новинки, спецэффекты и прочее. Вмиг происходит трансформация такого рода: один участок сцены становится ледовым катком, другой - бассейном. Здесь есть приспособления для полета воздушных гимнастов. Словом, все, что душа пожелает. И действо идет задорно, динамично, даже лихо. Хоть и полночь - а не заснешь.
...Я не знаю, когда засыпает Париж. У меня не хватало сил дождаться этого момента. В городе повсюду что-то происходит. Единственное, что закрывается удивительно рано (вы не поверите), - это рестораны. Во многих уже после 22 часов не примут заказ на горячее блюдо, а к 23 вас попросят выйти на воздух. Заведение закрывается. Конечно, остаются ночные клубы. Но это другой формат.
В этой главке мне хотелось в общих чертах описать культурную сокровищницу Парижа, которая остается притягательной для многих визитеров. Понимаю, что получилось и вправду в общих чертах. А как иначе? Этот пласт многослоен и неисчерпаем. Да и многие имена, которые я упомянул, прекрасно известны читателям. А мне ведь хотелось вместе с вами выйти из храмов искусства на бульвары и площади Парижа. Прогуляться и оглядеться. Там тоже есть на что посмотреть.
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.