Номер 7 (1054), 25.02.2011

СУДАРЫНЯ-МАСЛЕНИЦА
С 28 февраля по 6 марта - масленичная неделя

Уходит восвояси зима, второпях подбирая по пути пожитки - пуховые снеговые перины, кружевные накидки с деревьев, притомившиеся от долгой службы морозы, метели и еще многое из своих студеных запасов. Спешит убраться старая в край вечной мерзлоты, только там, в неприступных бастионах холода, удастся ей отдохнуть от трудов среди торосов и многоцветья северного сияния, собраться с силами для нового царствования на земле. А пока делать нечего: пробил час. На пятки наступает юная удачливая соперница - синеглазая, резвая, нетерпеливая, дерзкая, уверенная в своих нравах и в своем превосходстве красавица весна, уже выславшая вперед гонцов, уже заранее, издалека торжествующая скорую победу. Прислушайтесь: дробный перестук капель благовестит: "Весна идет, весне дорогу!"


Что ж, исход поединка предрешен заранее, будущее всегда за молодостью, однако не спеши, красавица! Зима-старуха пока еще тут и не сказала последнего слова, еще удерживает, отступая, последние рубежи и - как знать! - вполне способна напоследок показать свой крутой, неприступный норов. А чтобы не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок, русский народ издревле устраивал ей пышные веселые проводы, назвав этот праздничный обряд масленицей. И уж величал, нахваливал, награждал уважительным словом: она и честная, и веселая, и широкая, она боярыня-масленица. Да мало того, каждому дню масленичной недели давалось отдельное имечко: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, потом - широкий четверг, перелом масленицы, а уж под уклон бежали остатки, самые шумные, разгульные пировальные: тещины вечерки (пятница), золовкины посиделки (суббота) и наконец в воскресенье - проводы масленицы. Прощеный день. И все, и прощай, широкая, вольная масленица, до следующего года, когда зима снова встретится с юной весной и уступит ей престол.

А как щедро, весело, хмельно и сытно праздновали масленую наши предки! С песнями и плясками, с ряжеными и скоморохами, потешавшими народ, с девичьими хороводами и молодецкими мужскими игрищами и ристалищами - брали штурмом, например конным и пешим строем, заранее сооруженную из снега крепость- городок, состязались в силе и на кулачках (а не на кастетах и металлических прутьях, как нынешние одичалые от скуки, слепые от бессмысленной злобы юные костоломы). Заливистыми трелями троечных колокольцев, жаркими кострами, обильным застольем, карусельным вихрем, катанием с ледяных гор на санках, на чем попало, под ребячий восторженный визг, хохот и шутки от души веселившихся взрослых явилась, разливаясь поголовьем по Руси, пестрая, буйная, радостная масленица, и не было ей равных по размаху, щедрости и удали среди праздников года. Родившуюся в языческую старину "масленицу-объедуху" не могла укротить даже православная церковь, не одобрявшая "варварского" обряда, "кощунственно" воплотившего бога Ярилу-солнце в маслянистый блин, подлежащий съедению. Блины - поминальная пища славян в честь умерших предков - были центром масленицы, ее главным и самым ценным лакомством, символом здоровья, долголетия и богатства. Много веков церковь хмурила брови и грозила перстом, но православные, уплетая блины и веселясь напропалую, нипочем не желали расставаться с любимым праздником. Церковь уступила, наложив лишь запрет на мясо, объявив масленичную неделю сыропустной, предтечей самого долгого и строгого поста - до самой Пасхи. К слову заметить, много было полезного в старинном укладе: чередование долгих суровых будней и редких праздников, строгого поста и изобилия, что и здоровью шло на пользу, и без принуждения приучало к воздержанию и экономии. Нам бы, с нашим менталитетом, кое-чему разумному поучиться у пращуров!

Мы от многих народных обычаев неблагодарно отвернулись, списали их в архив. По дурости ли, по самоуверенному заблуждению привыкли считать, что история и культура Отечества начинаются с нас, нынешних, а что до нас, то дичь и пережиток. Но неистребима связь времен! От древних римских сатурналий, через западноевропейские народные карнавалы русская масленица прожила долгие века и сохранилась в книгах знатоков древней истории России и в цепкой людской памяти.

Ни в каких светских календарях масленица не помечена, но в каждой почти современной семье, в любой захудалой "точке общепита" всю неделю пекут блины, и всякий едок почитает своим долгом воздать по заслугам щедрому и доброму обычаю праотцов наших. Пришло время, мы, кажется, постепенно приходим в чувство, вспоминаем, кто мы и откуда, и уже без высокомерия, а с вниманием и любовью возвращаемся к своим истокам. И вспомнили (наряду с другими народными обычаями) и стародавний обряд масленицы. Пусть и не носим по улице чучело масленицы на шестах, и не вошло пока в обычай брать веселым штурмом снежные крепости, и не шумят еще звонкие ярмарки блинными рядами и качелями-каруселями, но русские люди, да и все, кому не чуждо уважение к обычаям народа-брата, уже понемногу восстанавливают из небытия веселый, яркий, обильный, беспечный праздник проводов зимы.

В воскресенье - последний день масленицы. Прощеный день. Помните, сограждане, древний славянский обычай - прощать друг другу все обиды! Ей богу, наши предки понимали в жизни толк, и, прощая вину другого, каждый высвобождал свою душу для добра, терпения и простых радостей бытия. Нам просто необходимо помнить, что жизнь мудрее наших сиюминутных страстей и ожесточенного нетерпения. Душе человеческой нужен праздник, нам его завещали предки - примем его с благодарностью. Добрые традиции не должны умирать.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На фото:
картина Б. М. Кустодиева
"Масленица".