Номер 06 (649), 14.02.2003

НЬЮ-ЙОРК – НЕ РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО...

Но все же Остап прописался там. И, перефразируя русскую сказку о Курочке Рябе, не простой Остап, а Золотой.

Вообще-то, следовало дать этой статье другое название: "Нью-Йорк – не Одесса..." Оба названия, как станет понятно из статьи, вполне правомерны, поскольку читателю предлагается интервью с Дэвидом Таужнянским, жизнь которого много лет была связана с Одесским Русским драматическим театром, а последние годы с шоу-театром "Блинком", рожденном в Нью-Йорке энтузиазмом бывших одесситов Александра Краснопольского и Льва Котляра.

Предупреждая поправку, которую в последний абзац обязательно бы внес Дэвид Григорьевич, уточняю: по всеобщему убеждению (узаконенному нашими нью-йоркцами) бывших одесситов не бывает. Расширяя это утверждение, осмелюсь заметить: бывших директоров театров тоже не бывает. Нет, конечно, по официальному статусу, по местонахождению, по роду занятий они бывшие. Но душа! Она не нуждается в авиалайнерах, чтобы переноситься через океан. Она там, где те, за кого она болит, радуется, где те, кто ей не безразличен на всю оставшуюся жизнь.

— Дэвид Григорьевич, что вы чувствуете, когда, приезжая в Одессу, входите в здание Русского театра?

— Странное дело. Раньше, до ремонта, когда я, приезжая в Одессу, переступал порог театра, у меня начиналось сердцебиение. Теперь, когда театр так изменился и похорошел, я стал спокойнее...

— Господи, неужели "мир хижинам, война дворцам?!"

— Нет, конечно. Просто раньше это был тот театр, с которым я расстался, в котором витал дух старых актеров. У меня какое-то иррациональное чувство, что души их сейчас покинули театр...

— Но ремонт ведь был необходим?

— Не то слово! В годы моей работы в театре, у нас не было денег на ремонт. Мы с покойным Георгием Владимировичем Суричаном непрерывно занимались латанием. Крыша, трубы, туалеты... Два человека посетят туалет, и все – в театре нечем дышать... А главное – сцена. Пол под ногами проваливался, о механике и говорить нечего. И сейчас еще многое не мешало бы сделать. Но трудно переоценить то значение для Одессы, которое имеет ремонт театров: украинского, филармонии, русского, идущий ремонт театра музкомедии...

— Говорят, на очереди ТЮЗ. А оперный! Правда, его делают, как говорится, всем миром.

— Это большое счастье, что руководство области повернулось лицом к культуре. Это заслуга Гриневецкого...

— Как сложились ваши жизнь и деятельность в США?

— Меня пригласили директором шоу-театра "Блинком". Это единственная русская труппа в Америке. В ней работают не только одесситы. Есть москвичи, петербуржцы...

— Но тон и дух задают одесситы?

— Одесситы – Саша Краснопольский и Лева Котляр стояли у истоков театра.

— Театр полюбился эмигрантам?

— Театр пользуется успехом. И не только в Нью-Йорке. Труппа ездила в турне по Америке – нас принимали прекрасно. То же было и в Израиле. Там нас приняли вообще на ура. Собственно, так же, как и в Украине. Мы побывали в семи городах: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Чернигове, Кировограде, Ужгороде, Сумах. В Ужгороде у нас был просто феноменальный успех.

— Удивительно! Мне казалось, что ментальности и вкусам жителей Западной Украины стиль "Блинкома" не очень-то импонирует...

— И тем не менее успех был грандиозный. Однако, хотя для театра, для актеров самое важное – зрительский успех, не менее важны и символы признания. Мы были первыми и единственными представителями дальнего зарубежья на IX международном фестивале юмора и сатиры "Золотой Остап" в Санкт-Петербурге, и стали его лауреатами. Так что "Золотой Остап" добрался до Нью-Йорка.

— Не до Рио-де-Жанейро, так хоть до Нью-Йорка.

— Да. И не один. Впрочем, не знаю, возили ли за собой своих "золотых Остапов" другие лауреаты (врядли), но всех лауреатов IX международного фестиваля "Золотой Остап" мы вывезли в Америку, где они дали по 5 концертов. А затем был десятый "Золотой Остап" – это фестиваль, на который собрали всех лауреатов предыдущих годов. В марте в США пройдет "Золотой Остап-XI", в котором будут участвовать лауреаты прошлых фестивалей.

— Ну молодцы! Это значит: знай (вернее, не забывай) наших!

— Главная заслуга "Блинкома" – это проведение Дней Одессы в Нью-Йорке. Они проходили уже трижды. У других городов своих дней в Штатах нет. За эти три раза в Америке побывало не менее 50 актеров из одесских театров. Они порадовали не только бывших одесситов (хотя одессит бывшим быть не может – мы же договорились). Кроме того, в рамках Дней Одессы прошли мероприятия, значение которых для Одессы неоспоримо. Впервые в "Сити-холл" принимали мэрию Одессы. Впервые в Украинском институте Америки экспонировались работы одесских художников. Впервые генконсул Украины в Нью-Йорке и представители министерства иностранных дел Украины принимали одесситов. На приеме был и консульский корпус других стран. И этот прием был посвящен Дням Одессы в Нью-Йорке. Впервые бизнесмены Одессы были приняты госдепартаментом США по развитию бизнеса штата Нью-Йорк. Не менее важно и то, что в планах празднования десятилетия независимости Украины Дни Одессы в Нью-Йорке значились как одно из важнейших мероприятий.

— "Блинком" уже в четвертый раз участвует в Юморине. В прошлом году, как мне показалось, Юморина прошла... ну как бы это выразиться? Напрашивается одесская хохма, когда гости, уходя и прощаясь, говорят: "Извините, что без скандала". Скандал не скандал, но изюминки не было.

— В этом году Юморина юбилейная, тридцатая. Устроители планируют провести ее в стиле ретро. Хотя будет и много нового. Мы в Нью-Йорке готовим десант блинкомовцев на одесскую землю. Но не только... Не стану называть имена заранее, но надеюсь, одесситы встретятся со многими блестящими земляками, стоявшими у истоков первых Юморин.

— Дэвид Григорьевич, я вижу, что в Америке скучать вам не приходится. Все эти турне, гастроли, фестивали, Дни Одессы в Нью-Йорке, которые так нужны и здесь, и там. Нужны городу, артистам, тем, кого жизнь забросила на чужие берега... Но все же вы скучаете?

— Я скучаю по Русскому театру, по его актерам, моим детям. Моя мечта создать в Нь-Йорке стационарный филиал Одесского Русского театра. В нем работали бы одесситы, хотя его двери были бы открыты и для талантливых москвичей и петербуржцев. Но пока это только мечты. Надеюсь, когда-нибудь они станут явью.

Беседовала Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.