Номер 05 (1537), 11.03.2021
(Продолжение. Начало в №№ 3–4.)
Святыни
С какой бы точки вы ни взглянули на Стамбул — с борта самолета или теплохода, с моста или с обычной улицы, вам обязательно бросятся в глаза многочисленные минареты, гордо уткнувшиеся тонкими шпилями в небо. Создается впечатление, что мусульманские храмы здесь на каждом шагу. В старой части города это так и есть. Десятки масштабных строений выросли за время существования Османской империи. Султаны, кажется, пытались не только воздать хвалу аллаху, но и посоревноваться между собой. Особенно активно строились мечети в первые века правления османов. В числе изюминок исламской архитектуры знатоки называют мечети Наследника (XVI век), Завоевателя (XV), Баязида (начало XVI века), Рустема-паши (XVI), Селима (XVI), Принцессы Михримах (XVI), Султанши-матери (XVII), Свет Османа (XVIII), что расположена прямо у входа в Гран-базар. Естественно, мы не ставили целью посетить все эти молельные заведения, но большинство видели снаружи, оценив их размах и основательность. Но самую знаменитую мечеть Стамбула все же посетили.
Мозаики Святой Софии |
Минарет |
Мечеть Султана Ахмеда (в его честь названа огромная площадь в центре города) больше известна в мире как Голубая мечеть. Она действующая. Туристы могут попасть туда в промежутках между молитвами. Нужно выстоять в небольшой очереди и слегка преобразиться. Всем выдают полотняные балахоны темных тонов, скрывающие ваши фигуры. А главное — открытые части тела. Ноги, колени, локти, нескромные декольте. На головы набрасываете капюшоны — и вперед! Стены мечети внутри выложены голубыми плитками, что и определило название храма. В османские времена это была главная мечеть страны, где султаны вещали перед народом, где отмечались религиозные праздники и откуда начинали свой путь в Мекку паломники. Голубая мечеть уникальна еще и числом минаретов. Их шесть. Говорят, что это исключение. И рассказывают связанную с этим легенду. Якобы султан Ахмед перед отправлением к святым местам дал архитектору задание построить золотые минареты. Но тот посчитал задачу нереальной и схитрил. По-турецки слова "шесть" и "золотой" сходны по звучанию. Вот и появились вместе четырех золотых шесть каменных минаретов.
Под куполом — огромное пространство размером 64 на 72 метра. Кстати, точно таких же размеров и примыкающий к храму двор, окруженный колоннадой. Посреди двора — восьмиугольный фонтан для омовений. В следующем дворе — гробница султана Ахмеда и медресе, где юноши изучают Коран. Но давайте вернемся внутрь храма через одни из массивных ворот. Всю площадь зала занимает гигантский, красноватых тонов ковер. Высоченный купол (43 метра) создает ощущение свободного пространства, а свет струится через сотни окон, покрытых витражами и вырисовывающих в солнечный день разноцветные узоры на ковре, массивных колоннах и покрытых плиткой стенах. Своды расписаны орнаментом, в котором тоже больше голубых и зеленоватых тонов. Все вспомогательные строения увенчаны десятками небольших куполов. А вокруг храма высажены цветы и деревья, позволяющие глазу отдохнуть от каменного монументализма.
Совсем недалеко от Голубой мечети стоит, пожалуй, самый знаменитый и важный храм, давно ставший музеем. Собор Святой Софии — некогда один из самых больших христианских храмов — за неполных два тысячелетия пережил массу преобразований. Но я попробую рассказать хотя бы о некоторых.
Считается, что на месте нынешнего храма император Константин построил первую базилику еще в 325 году. Ее поглотил пожар. Почти через сто лет базилику восстановил Феодосий. Но она снова была разрушена во время восстания в VI веке. Тут за дело берется император Юстиниан. В декабре 537 года он освящает новую базилику под гигантским куполом и с облегчением возносит молитвы богу. Новая беда пришла ровно через двадцать лет, когда купол рухнул. Молодое поколение мастеров перепроектировало здание, усилило опоры, чуть уменьшило купол, сделав его при этом выше. Распределив нагрузку более равномерно, всю эпопею завершили к Рождеству 563 года. Совсем уже престарелый Юстиниан успел вторично освятить храм до того, как покинул земной мир...
На протяжении веков собор неоднократно реставрировали, укрепляли стены и проводили в нем ремонтные работы. Давайте задумаемся о том, что в момент постройки это был самый большой храм христианского мира. Еще не существовало соборов Святого Петра в Ватикане, Святого Павла в Лондоне и Дуомо в Милане, составляющих тройку гигантов. Всего за пять лет тысячи рабочих соорудили здание размером 77 на 73 метра, украсили его колоннами и витражами, выложили десятки квадратных метров великолепных мозаичных картин, ставших визитной карточкой мастеров эпохи. Тысячу лет собор оставался духовным центром христиан Византийской империи. Для украшения внутреннего пространства свозили ценные реликвии со всех концов страны. У входа мы видим четыре гранитные колонны из Эфеса. В нишах использованы колонны из храма Аполлона в Баальбеке. Стены выложены мраморными плитами с острова Мармара, который и дал название дивному материалу разных оттенков. Именно в этом храме проводили церемонии коронации византийских императоров.
Когда турки захватили Константинополь, многие христианские храмы перепрофилировали под нужды мусульман. Кресты сняли, мозаичные лики святых скрылись под слоем растительных орнаментов, к храму пристроили минареты, а бывший баптистерий, где проводился обряд крещения, со временем приспособили под гробницу султанов. Такой огромный и великолепный храм разрушать не стали. Но почти на пятьсот лет он стал мечетью. Только в 1934 году тогдашний глава демократического правительства Турции Ататюрк дал добро на создание музея и на проведение научных исследований. Тогда и начали открывать под слоями штукатурки бесценные мозаичные панно. Сегодня можно видеть большие фрагменты работ IХ–Х веков, на которых изображены Богоматерь с младенцем, Иисус, императоры той эпохи, святые и, например, 5-метровая фигура архангела Гавриила. Невзирая на непростые обстоятельства, большинство мозаик прекрасно сохранилось. Для своих тысячи с лишним лет они выглядят просто великолепно. При этом внутри собора никуда не делись более поздние исламские элементы. На восьми больших темно-зеленых щитах начертаны имена аллаха, пророка Мухаммеда и его родственников. Не стали убирать и минареты. Ибо таким дошел этот уникальный памятник архитектуры до наших дней.
К собору Святой Софии примыкает цветущий сад с несколькими купольными постройками османского периода. В одной из них находилась астрономическая лаборатория, другие — гробницы султанов и принцев, возле которых почти триста лет назад был обустроен изящный фонтан.
* * *
Насмотревшись византийских мозаик по соседству с многочисленными минаретами, вы наверняка захотите детальнее разобраться в причудливой судьбе гигантского города. Самое время полистать страницы истории. Тем более, что вокруг Константинополя вершились дела, повлиявшие на очень обширные территории.
Считается, что первые поселения возникли на берегах Босфора в 667 году до нашей эры. Известно, что городок носил имена Византий и Царьград, потом надолго стал Константинополем. Интересно, что на мировых картах его именовали так вплоть до 30-х годов прошлого века. Хотя сами турки между собой звали его Истанбулом. Во времена, когда могучая цивилизация римлян распадалась, восточная ее часть переместила столицу в Константинополь, который долго величали еще и Новым Римом. Все это, кстати, находилось на европейском берегу Босфора и занимало ту часть, что до сих пор называют Старым городом. Для тех, кто бывал в Стамбуле, скажу, что сюда входят районы Кадыкей, Аксарай, Еникапы, Лалели и другие. В том числе сохранивший свой древний облик квартал Фенер (то есть "Маяк"). Он находится примерно посередине бухты Золотой Рог и начиная с шестого века остается резиденцией Вселенского Патриарха православной церкви.
Тут все логично. Восточное христианство оставалось преимущественно православным. Главными носителями этой идеи были греки, коих, кстати, в Византии было огромное количество. Именно они отправлялись с миссией крестителей в другие языческие земли. Уже при императоре Константине столица разрослась до трехсот тысяч населения. Весь мыс от Мраморного моря до Золотого Рога был перекрыт с суши мощными стенами. Общая их длина доходила до 36 километров. Многие участки сохранились до сих пор, хотя строить начинали первые византийские императоры. Мы видели эти памятники далекой эпохи вблизи. Впечатляет. Толщина стен составляет три-четыре метра при высотах от 10 до 15 метров. Через небольшие промежутки этой оборонительной линии видим мощные башни с зубчатыми верхними ярусами. Не знаю их точного количества, но башен построили сотни. С бойницами, складами, помещениями для воинов. На разных участках строительство, по сути, не прекращалось почти тысячу лет. Да и захватившие город турки не только использовали, но и сами достраивали эти сооружения. Наглядный тому пример — крепость Едикуле, или Семибашенный замок, стоящий на самом берегу Мраморного моря. Здесь находилась римская триумфальная арка, построенная еще в конце IV века, получившая название Золотые ворота. Крепость одно время служила дворцом, но большей частью использовалась в других целях. Турки достроили еще три башни. Одно время хранили здесь свою казну, а позже устроили тюрьму. В том числе для высокопоставленных персон, которых не без удовольствия здесь же казнили.
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.
Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв